загрузка...
Садовые композиции  |  Стилистика
Садовые композиции в садоводстве

Выбор растений

Выше уже было отмечено, что ликсбордеры могут объединять огромное количество видов. Но это ни в коей мере не освобождает нас от необходимости подбирать растения с учетом законов колористики и пропорционирования, сезонной изменчивости и стилистики, биологии и экологии. При учете всех этих факторов в миксбордере можно размещать полноценные садовые коллекции.

Часто говорят, что сад коллекционера не может быть красивым. Возразим: не только может, но и должен. Показать растение во всей полноте его достоинств можно только в ландшафте, но никак не на грядке. Понятно, что сад коллекционера не обходится без грядок это и карантин, и размножение, и подращивание кого-то редкого экземпляр. Но есть, что называется, запасники, а есть экспозиционная часть. И в этой экспозиционной части все должно быть эстетично и продуманно. Хочу заметить, что слово коллекция не всегда верно трактуется. К примеру, никто не говорит, что коллекционирует у себя дома вещи. Это звучало бы странно, правда? Можно собирать картины, подстаканники, книги, но не вещи. Так, наверное, И в саду. Можно ли коллекционировать растения вообще? Конечно нет, коллекционируют папоротники или суккуленты, карликовые хвойные или альпийские раритеты, но не растения в принципе. С другой стороны, далеко не из всех групп растений можно создать законченную композицию. Во многих случаях все равно придется прибегать к помощи видов, находящихся вне коллекционной группы.

Как узнать, можно ли создать из определенной группы растений композицию? Прежде всего, определите, есть ли в этой группе виды или сорта, способные играть доминантную и подчиненную роли, а также нейтральные, фоновые растения. Хорошая композиция получится из барбарисов. Акценты — барбарис оттавский или Тунберга (Erecta), средний план — зонтиковидные сорта барбариса Тунберга и)б ыкновенного, первый план — стелющиеся формы барбариса Гунберга (Green Carpet).

Аналогичная ситуация со спиреями, где разнообразие видов так же велико. Возможно это и с лианами. Скажем, коллекцию клематисов, не располагающую вариабельностью форм кроны, легко разнообразить, изменяя форму опоры.

Но можем ли мы сделать то же самое с деренами, лапчатками, хостами при всем их колоссальном разнообразии? Скорее всего, нет. Согласитесь, в массе те же хосты будут именно массой. В таких случаях в Европе часто держат две-три коллекционные группы, которые прекрасно дополняют друг друга. Представите ли одной коллекции выступают в качестве акцентов, другой — игра ют подчиненную роль, третьей работают как фон.

Впрочем, все значительно проще, если не ставить перед собой задачу обыграть конкретную группу растений. В этом случае мы просто выбираем виды, которые отвечают экологическим условиям участка, из них — те, что устраивают нас по размерам, а из оставшихся — подходящие по стилистике и цвету. Из выбранных видов строим композицию, учитывая сезонную изменчивость растении, определяем акценты и подчиненные элементы, ищем ритм, работаем с фоном.

Капризные, требующие серьезного ухода растения не должны претендовать на роль доминантных. В основе композиции мечут быть только стабильно декоративные, зимостойкие, отвечающие экологии участка виды. Иное дело сад, в котором созданы специальные условия для содержания определенной коллекции. Такой сад требует постоянного внимания. Это огромный труд, так как природа всегда стремится вернуть все на свои места.

Мы еще ничего не сказали о лианах. Между тем именно лианы часто используют в композициях одностороннего обзора. Ведь композиции эти обычно размещают на фоне стены дома или забора.

Лианы чрезвычайно разнообразны. Они различаются по требованиям к условиям произрастания, стилистике (физиономическому типу), устойчивости. Одни виды теневыносливы, но при этом требовательны к плодородию и влажности почв (аристолохия), другие светолюбивы и засухоустойчивы (жимолости). Что касается физиономического типа, то среди лиан есть и деревенские (хмель) и аристократические (клематисы, лагенарии) растения. Многие лианы, например древо-губец, очень устойчивы, буквально непробиваемы, а другие, вроде актинидии острой, нежны и требовательны. При грамотном подборе и посадке можно визуально разбить верхнюю кромку забора так же, как с помощью деревьев или высоких травянистых растений. Добавим, что правильно подобранные лианы прекрасно объединяют ландшафт по ту сторону забора с композицией перед ним.

  • Реклама