загрузка...
Садовые композиции  |  Уроки садового дизайна
Садовые композиции в садоводстве

Структура

Чтобы рассказ о композициях одностороннего обзора не был отвлеченным, давайте поищем в природе прообраз этого садового элемента. Безусловно, это лесная опушка. Аналогом стены дома или забора в природе является стена леса Высота растений на опушке уменьшается по мере удаления от стены леса и переходит в луг. То же в саду. У стены дома или у забора мы сажаем крупные кустарники (или даже деревья), затем — средние по высоте и заканчиваем низкими травянистыми растениями или кустарничками, которые перетекают в плоскость газона.

Опушка как аналог позволяет обсуждать и некоторые ошибки, которые мы допускаем при создании композиций одностороннего обзора. Ведь в своей работе мы обязаны учитывать законы этого сообщества.

Вот один из примеров. В природе вы вряд ли увидите тропинку, проходящую ровно по периметру опушки. Она то ускользает в лес, то выходит на поляну. А в садах дорожка почти всегда становится пограничным элементом между плоскостью газона и линейной композицией одностороннего обзора. Это вполне допустимо, но не особенно интересно.

Занимаясь проектированием, попробуйте поиграть с ситуацией, когда ось дорожки и линия границы газон—миксбордер не совпадают. Пусть дорожка то входит в композицию, проходя между многолетниками, то снова выходит на газон. Такое решение может оказаться особенно эффектным на небольших участках.

Высота

Как строится композиция однотороннего обзора? Высоту ее элементов мы подбираем с учетом того, чтобы линия верхней кромки получилась красивой. При этом, увы, нам не всегда удается оценить созданную красоту. Дело в том, что мы видим композицию не целиком, а частично (только нижнюю или верхнюю часть), поскольку находимся к ней слишком близко. Для целостного восприятия необходимо, чтобы расстояние от точки обзора до композиции составляло не менее двух ее высот. Безусловно, вы можете использовать даже очень крупные деревья, но учтите, что работать они будут исключительно как фон. Увидеть все в целом может лишь хозяин соседнего участка, который находится от композиции на большем расстоянии.

Кроме того, мы не всегда берем в расчет высоту забора или стены, перед которыми строится композиция. Если верхняя кромка стены не попадает в угол зрения, можно строить композицию любой высоты, но если она видна, то кромку (например, верхний фай забора) надо учитывать.

Забор выглядит монотонно и скучно. Как решить проблему?

Может быть, так? Нет. Вместо того Чтобы избабиться от монотонности, мы ее подчеркнули. Кстати, особенно навязчиво в такой посадке смотрятся кустарники с цветными листьями.

Уже лучше, но ощущение монотонности все же сохраняется.

Разберем случай, когда чело-пек создает композицию из деревьев, кустарников и многолетников на фоне длинного забора. Часто это делают с единственной целью — избавиться от монотонности. Но монотонность в большинстве случаев как раз сохраняется, потому что растения и другие элементы композиции нигде не пересекают верхнюю кромку забора. При этом стоит какому-либо растению пересечь кромку, как ощущение монотонности исчезнет, поскольку мы увидим не одну длинную линию, а две короткие.

Важно, чтобы верхняя кромка композиции одностороннего обзора не была прямой. Вспомните еще раз, как выглядит лесная опушка. Верхушки растений расположены на разных высотах, они образуют красивую линию. В садовых композициях, имеющих небольшую глубину, трудно играть с изменениями высоты от забора до переднего края композиции.

Поэтому, подбирая растения, мы будем работать линейно, то есть создавать на определенном фоне графически интересный контур.

Помните о правиле: чем меньше глубина, тем очевиднее должны быть колебания по высоте вдоль стены. Иначе получится кирпич, то есть глазу будет не за что зацепиться, нечего вычленить. Иными словами, мы не обыграем стену, а создадим параллельно ей еще одну, только из растений, приём такую же монотонную.

Так выглядит схематическое изображение миксбордера, высота которого по длине не меняется.

Этот миксбордер выглядит намного интересней и естественней. Обратите внимание, высота меняется только по длине; по глубине, из-за узости кол/позиции, ее изменять невозможно.

В композициях одностороннего обзора с малой глубиной очень важно варьировать высоту элементов.

  • Реклама