загрузка...
Садовые композиции  |  Иерархия элементов
Садовые композиции в садоводстве

Выбор растений

Композицию кругового обора не всегда создают из разных видов растений. Она вполне может быть однородной по составу.

В некотором смысле круговой композицией можно считать группу деревьев в букетной посадке. Правила посадки следующие. В большую яму или на близком (до 50—60 см) расстоянии сажают несколько деревьев одного вида. Вид выбирают в зависимости от размера группы. Размер, в свою очередь, регламентирован площадью участка. Это могут быть березы, сосны, орехи. Развиваться деревья будут по-разному. Прямые стволы сосен взметнутся вверх, березы дуговидно изогнутся, орехи и вовсе разойдутся стволами в стороны друг от Друга. При этом общая крона накроет довольно большую площадь, а выглядеть растения будут кик одно многоствольное дерево (пышной кроной.

Выбирая растения для букетной посадки, прежде всего оцените экологические условия участка. Вариант, когда условия пытаются поменять в связи с требованиями растений, здесь не пройдет. Кроме того, садовые площади, предназначенные под посадку, должны быть достаточными для развития и надземной части такой группы, и ее корневой системы.

Но вернемся к круговым ком позициям, состоящим из разных растений. Конечно, такого многообразия, как в композициях одностороннего обзора, здесь быть не может. Не может быть и пестроты: все виды, которые мы используем, должны сочетаться по физиономическому типу, стилистике. Хотя возможность разнообразить ассортимент, безусловно, остается.

Многоствольные деревья пользуются у нас большей популярностью, чем правильные, с прямыми стволиками. Мы и в лесу умиляемся, завидев сросшиеся березы, и в садовом центре кладем глаз именно на такие растения. В большинстве случаев это не результат формировки, а букетная посадка

Рассмотрим композицию, которая в плане имеет не круг, а некую неправильную форму с карманами. Состав растений в карманах будет существенно различаться. Во-первых, из-за различного фона, каждый раз диктующего свое цветовое решение. Во-вторых, карманы по-разному ориентированы по сторонам света. Один окажется на севере и, соответственно, в тени, другой будет жариться на солнце.

Обратите особое внимание на стыки карманов. Различия в видовых составах маленьких групп не должны бросаться в глаза. Проблему надо решать комплексно. Важно сделать так, чтобы граница между карманами не была жесткой. Сгладить ее поможет нейтральный по цвету и облику кустарник или многолетник.

От границ между карманами можно отвлечь внимание с помощью еще одного приема. Это легко сделать, если разместить в качестве отвлекающих элементов небольшие группы растений, особенно привлекательные вблизи.

Передний план такой группы трудно оформить интересно, поскольку между фрагментами, решенными по-разному (1, 2), нет границ.

Между фрагментами группы есть карманы (1, 2, 3, 4), которые можно заполнить композициями из травянистых растений.

Говоря об ассортименте, нельзя оставить без внимания вопрос восприятия тех или иных растений с разного расстояния. Есть растения, которые эффектно смотрятся издалека, другие хороши только вблизи. Поскольку видовая точка может быть удалена от композиции или, напротив, приближаться к ней практически

вплотную, логично расположите растения так, чтобы их декоративные качества работали но! максимуму.

Подобные растения могут быть в композиции постоянными или сезонными акцентами Например, некоторые сорта дерена благодаря яркой коре очень эффектны зимой, а летом они становятся нейтральным фоном для других видов и сортов. Идеальной можно считать композицию, которая стабильно декоративна и в то же время имеет сменяющиеся акценты.

Чаще всего акценты бывают цветовыми (сроки цветения, сезонная окраска).

В композиции кругового обзора, как, впрочем, и в любой другой, важны динамика роста и долговечность растений. Создавая ту или иную группу, мы ориентируемся на размеры растений во взрослом состоянии. И это правильно. Но прежде чем растения достигнут проектных размеров, пройдет какое-то время. А время играет в судьбе композиции решающую роль. Судите сами. Пика декоративности разные растения достигают не одновременно, поскольку растут с разной скоростью. Из-за этого картинка, которую вы нарисовали в своем воображении, может не сложиться. Ведь к тому времени, когда повзрослеют медленнорастущие растения, их быстрорастущие партнеры уже уйдут, закон чив жизненный цикл. Поэтому в одну композицию подбирают растения со сходными темпами роста или разного возраста.

А что делать, пока растения-акценты подрастают? Чем компенсировать недостаток объема? Лучше всего цветом Э то объясняется особенностями зрительного восприятия. Яркие краски отвлекают внимание наблюдателя от недостатка объема, а светлые тона делают объекты визуально крупнее.

загрузка...

Деревья и кустарники, растущие медленно, обычно являются долгожителями. И наоборот, чем быстрее рост, тем короче жизнь растения.

Можно использовать быстрорастущие летники (амарант, клещевина), многолетники и кустарники. А лианами-летниками (настурция, душистый горошек, ипомея) хорошо увить опоры. Не надо делать стационарную опору. Пусть она будет, к примеру, из ивового прута. К моменту, когда подрастут деревья, опора сгниет, летники много раз поменяются, некоторые многолетники или быстрорастущие кустарники выпадут, от других вы откажетесь сами.

Зимой картину можно оживить кормушкой на опоре. Если не забывать подсыпать крупу, вокруг будет кипеть такая жизнь, что вы забудете о проблеме недостатка объема.

Подбирая растения-компенсаторы, важно учитывать биологию видов, которые уже растут на постоянном месте. Компенсационные посадки не должны вредить основным. Так, если прикрыть крупными летниками или многолетниками медленно растущий бархат амурский, это даже поможет ему: затенение будет стимулировать рост и способствовать формированию прямого ствола. А саженец сосны подобным образом обсаживать нельзя.

Напоследок еще раз обратимся к проблеме визуального объединения декоративной группы с окружением. Мы говорили о том, что композиция может слиться с другими садовыми посадками, если будет построена из тех же видов. Но слияния легко избежать, если поместить группу на расстоянии не менее двух ее диаметров от кромки окружения. Отличается от других посадок, композицию можно расположить практически впритык к не большой разделительной полосе газона или мощения. Согласитесь, декоративная яблоня не сольется с фоном из кустарников, даже если их разделяет узкая полоса газона

Традиционно в русском саду выразительные растения сажали на нейтральном природном фоне. В усадьбах акцентами были лиственницы, пихты, кедры. Когда появились дачи, им на смену пришли сирени, гортензии, шиповники. Чуть позже - флоксы и пионы. Сегодня ситуация изменилась. Сады переполнены экзотическими яркими растениями. Мы забыли о том, что звезды потому и являются звездами, что растут на фоне нейтральных, не привлекающих внимания растений. Собирая в саду все лучшее, что есть в садовых центрах, мы лишаем себя возможности построить по-настоящему интересную композицию, которая будет эффектно смотреться в спокойном окружении. Будьте осторожнее, лучшее — враг хорошего.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что все рассмотренные выше приемы создания композиций — лишь инструменты. Инструменты в помощь. Ни в коем случае нельзя становиться их рабом и пытаться, все подчинить математике. В любой деятельности основой успеха является творческий подход. При этом алгоритмизировать творческую составляющую проекта, как вы понимаете, не представляется возможным.

Многие люди обладают врожденным вкусом. Они все делают правильно, не зная, законов гармонии. Если проанализировать их проекты, окажется, что и пропорции, и цветовые сочетания, и стилистический подбор в таких композициях приближаются к рекомендуемым. Доверяйте своему чутью, своим представлениям, о красоте. Помните о том, что законы позволяют построить гармонию, приятную большинству. Но большинство ~ это не все. Сад вы создаете для себя.

  • Реклама