загрузка...
Садовые композиции  |  Внутренняя организация
Садовые композиции в садоводстве

Иерархия элементов

После выбора метода работы с растениями приступают к построению композиции. Независимо от того, какую композицию вы задумали, пейзажную или регулярную, нюансную или контрастную, в ней должна быть четко соблюдена иерархия элементов: главный — подчиненные первого порядка — подчиненные второго порядка и так далее. Причем, чем ниже уровень, тем больше элементов он содержит. Главный элемент всегда один, подчиненных больше... Количество составляющих самого низкого уровня даже не считают. Обратное соотношение невозможно по той простой причине, что в природе такого не бывает.

Сначала, исходя из высоты, местоположения и стилистического образа, выбирают доминанту группы. Здесь очень важно выбрать растение правильной формы. Вы когда-нибудь видели, чтобы в природе растение с четким вертикальным копту ром подчинялось раскидистому? Наоборот — пожалуйста, а так -нет. Кроме того, некоторые растения имеют усталый вид (стефанандра, керрия). Их тоже трудно представить в качестве доминанты.

Для того чтобы группа была доминирующей в общей структуре, она должна отличаться от фона, выделяться. По возможности фон должен быть нейтральным.

Если фон наполнен теми же растениями, что и группа, то композиция перестает быть самостоятельной. Она воспринимается как часть фона, по каким-то причинам оторвавшаяся от него.

Декоративная группа построена с учетом принципа золотого сечения. Выдержано привило неравностороннего треугольника. Грамотно применен метод контраста и нюанса. Композиция смотрится естественно.

Все необходимые правила соблюдены и здесь, но композиция выглядит нелепо. В чем проблема? Вертикаль никогда не может быть в подчинении у зонта или плакучей формы. Примеров подобного соотношения в природе нет.

Элементы могут подчиняться себе подобным, но лишь в том случае, если последние более значимы.

Пропорции

Будем считать, что с количеством элементов мы разобрались. А как определить размеры? Понятно, что высота подчиненный элементов меньше высоты главного. При этом разница высот не может быть как слишком большой, так и слишком маленькой. В случае если подчиненный элемент незначительно отличается по высоте, он будет соперничать с главным, а если он больше по объему, может даже доминировать, смещая акценты в нежелательную сторону.

Все понимают, что строю соблюдать принцип золотого сечется при работе с растениями довольно сложно: они растут, их конечные размеры не всегда предсказуемы.

Тем не менее, увидев нечто подобное, восторга мы не испытываем.

А нравится нам, скорее, что-то в этом роде.

Композиция будет восприниматься более гармонично, если отношение высот ее элементов будет приблизительно соответствовать пропорции золотого сечения: отрезок АВ делится точкой С в пропорции золотого сечения, если его длина (АВ) тай относится к его большей части (АС), как большая часть (АС) относится к меньшей (СВ). Точное цифровое выражение пропорции — 0,618: 0,382. Но пользоваться цифровым выражением пропорции, согласитесь, неудобно. Кроме того, в работе с растениями математическая точность и не нужна. Лучше использовать ряд чисел Фибоначчи, где каждое последующее число получается сложением двух предыдущих (1,2, 3, 5, 8,13 и т. д.). Начиная с 3/5 > каждая дробь в ряду (5/8, 8/13 и т. д.) является пропорцией золотого сечения.

Есть и другой способ пропорционирования. В его основе лежит правило неравностороннего треугольника. Особенно удобно пользоваться этим правилом, если композиция состоит из трех основных элементов. В плане они образуют неравносторонний треугольник, длинная сторона которого находится перед наблюдателем, а короткая слева от него.

Высота элементов регламентирована: средний — самый высокий, левый занимает промежуточное положение, правый — самый низкий. Если есть необходимость переместить средний по высоте элемент вправо, то и длину сторон изменяют так, чтобы короткая была справа.

Что касается расстояний между растениями, ориентироваться следует на размеры крон. Кроны деревьев и кустарников не должны плотно смыкаться, если только речь не идет о букетной посадке. Однако и слишком большое расстояние — это плохо. Чтобы определиться с посадкой, надо, имея в виду габариты растений во взрослом состоянии, нанести их на схему.

Оптимальным можно считать положение, когда кроны растений, находящихся на одной высоте, слегка касаются друг друга. Расстояние определяют по центру крон.

загрузка...

Точка С делит отрезок АВ в пропорции золотого сечения, когда АС: ВС = ВС: АВ.

Соблюдая эти значения, можно построить композицию, близкую к идеалу.

  • Реклама