загрузка...
Садовые композиции  |  Садовые композиции кругового обзора
Садовые композиции в садоводстве

Внутренняя организация

Структура композиции зависит от выбранного стиля. Как я уже говорил, декоративная группа кругового обзора может быть решена в пейзажном или регулярном стиле. Чаще в садах встречаются пейзажные композиции.

Регулярная композиция имеет концентрическую структуру. В центре размещают главный элемент. На разном удалении от него, соблюдая симметрию, высаживают кустарники и/или многолетники. Элементы имеют строгие геометрические контуры. Растения с живописными формами крон используют крайне редко.

Но композиция может не произвести желаемого эффекта, если находится в неподходящем окружении. Представьте газон, опоясанный живописными кустарниковыми группами и цветниками из многолетников. Согласитесь, регулярная группа, расположенная в центре такого газона, выглядит комично.

Куда лучше среди плавных линий миксбордеров смотрится композиция пейзажного типа. Такую группу не располагают в геометрическом центре газона. Кроме того, ее главный элемент тоже не отцентрирован.

Принципы противопоставления и подобия

Независимо от того, какую композицию — регулярную или пейзажную - вы решили создать, принципы построения не меняются. Их всего два. Называют их по-разному: либо принципами контраста и нюанса, либо методами противопоставления и подобия. Б обоих случаях проводится сравнительный анализ элементов, используемых в композиции. Работая по принципу контраста (противопоставления), выбираем растения, которые резко отличаются друг от друга. Растения, подобранные по принципу нюанса (подобия), тоже имеют различия, но это различия ступенчатые, незначительные.

Композиция, построенная на контрасте (форма, цвет).

Композиция, построенная на нюансе (размер).

Независимо от того, на контрасте или нюансе построена композиция, она может быть как пейзажной, так и регулярной

Контрастная регулярная композиция.

Нюансная пейзажная композиция.

Под характеристиками, подвергающимися сравнению, мы понимаем размеры растений, их цвет, форму и фактуру поверхности кроны. Противопоставляя характеристики (вертикаль — горизонтам), темный — светлый, пирамидальный — шаровидный), получаем контраст. Ступенчатое изменение (насыщенный зеленый — светло-зеленый — салатный; небольшой шар на высоком штамбе — средний шар на среднем штамбе — большой шар на земле) дает нюансные сочетания.

Стоит заметить, что не все характеристики можно сопоставлять в обоих случаях. К примеру, контраст по форме используют часто, а ваг контраст по размеру — дело утопическое. И наоборот, довольно трудно представить нюанс по форме, а нюанс по размеру — пожалуйста.

Подобрать растения по принципу контраста довольно просто. Но имейте в виду, это очень сильный прием. Используя его, легко перегнуть палку, то есть создать излишне напряженную композицию. Почему в природе нет напряжения? Потому что мы не видим контрастов. Это не значит, что их нет. Кроме того, природные контрасты чрезвычайно выразительны. Представьте водную гладь пруда и вертикальные линии ветвей плакучей ивы, прибрежный камыш и округлые листья кувшинок.

То же касается резких цветовых контрастов. Подчас они выбывают бурю эмоций. При кратковременном восприятии это неплохо. Например, в букете для любимого человека цветовая напряженность уместна. Но в саговой композиции или цветнике резкий цветовой контраст возможен только при соблюдении определенных условий. Например, недолгое созерцание одновременно рас пустившихся контрастных цветков — это приятно. А вот сочетание иссиня-черного барбариса оттавского с лимонно-желтым барбарисом Тунберга Attrca, радующее с весны до осени, способны вынести далеко не все.

Предпочтителен вариант, когда декоративная группа и ее окружение выступают по отношению друг к другу как элементы целого. Здесь вы видите композицию, построенную на контрасте к окружению.

Если на участке уже есть аналогичная композиция и расстараться с ней не хочется, ослабить контраст можно с помощью серебристых, бело-пестрых или обильно цветущих белыми цветками растений. Подобных растений, как травянистых, так и древесных, сейчас очень много.

Метод контраста или нюанса применим и к соотношению композиции с ее окружением. Например, группа вертикальных хвойных на фоне приземистого финского домика из бруса (контраст по форме). Или круговая нюансная композиция из растений сине-фиолетовой гаммы на фоне желтого забора (контраст по цвету).

Аналогичным образом можно выстроить и нюансные отношения. Но многих пугает, что в этом случае композиция сольется с окружением, то есть не будет восприниматься самостоятельно И менно это заставляет садоводов отодвигать группу от привязанных к месту объектов и помещать ее чуть ли не в центр открытого пространства. Подобный ход мысли ошибочен. Существует правило построения композиции, которое гласит: если части! сходные по цвету, фактуре, форме и размерам, расположить на близком расстоянии, они сольются в целое. Получается, чтобы группа смешалась с окружением, нужно построить композицию из тех же растений, что имеются в окружении. Но, как вы понимаете, такое случается редко.

загрузка...
  • Реклама