загрузка...
Садовые композиции  |  Выбор растений
Садовые композиции в садоводстве

Садовые композиции кругового обзора

Композицией кругового обзора называют группу растений, которую рассматривают с разных сторон. Обычно в садах встречаются группы из деревьев, кустарников и травянистых многолетников, расположенные на газоне. Но возможны и более оригинальные решения. Например, очень интересна композиция, построенная в проеме мощения или группа из водных растений в садовом водоеме. Даже небольшой цветник в контейнере из терракоты, если он умело составлен, может считаться композицией кругового обзора У каждой композиции есть особенности. Так, планируя разбить цветник или группу на газоне, подумайте о том, чтобы в дальнейшем вам было удобно косить траву по периметру группы. В цветниках, расположенных в проемах мощения, низкие, под-1ч точные растения должны перекрывать границы вырезанного окна. Группы из водных растений не должны сильно дробить водное зеркало. Лучший эффект производят гармоничные, соразмерные площади водоема композиции, отражающиеся в воде. Но при всех тонкостях метод построения круговой композиции ос тается единым. Ведь законы зрительного восприятия постоянны и от жанра композиции никак не зависят.

Открывая центр и смещая все посадки к периферии участка, мы визуально увеличиваем сад. Но, увы, такие сады не всегда интересны. Композиция кругового обзора существенно повышает содержательность сада, хоть и делает его зрительно меньше.

Стилистика и местоположение

Выше было отмечено, что односторонняя композиция легко поддается стилизации. Это связано с тем, что микс-бордер редко попадает в один угол зрения с домом. Фон — стена или забор — можно декорировать под кантри, под Италию, как хотите. Фон круговой композиции в зависимости от точки обзора меняется. Это может быть яблоневый сад, ваш дом или дом соседа.

Стилизовать композицию так, чтобы она вписалась в любое окружение, чрезвычайно сложно. При этом не учитывать того, что расположено вокруг, тоже нельзя: композиция будет оторвана от действительности, пропадет целостность.

Так, альпинарий, разбитый посреди газона, да еще на фоне английских миксбордеров, смотрится по меньшей мере странно. В чем причина визуального дискомфорта? Альпинарий — это явная стилизация, попытка имитировать частицу альпийской природы. А стилизованная композиция не может существовать сама по себе, вне контекста.

Окружение, в котором строится композиция кругового обзора, влияет не только на ее стилистику, но и на выбор местоположения.

Скажем, вам несимпатичен соседский дом. Так зачем создавать композицию на его фоне? Пытаетесь закрыть неприглядный вид? К сожалению, вряд ли получится. Скорее всего, вы не закроете соседский дом, а, наоборот, привлечете к нему внимание, поскольку будете постоянно смотреть на него, любуясь своей композицией. Чаще всего проблема решается путем незначительного смещения композиции. Обратите внимание; чтобы отвлечься от неприятного вида, человек просто отворачивается.

Владельцу участка хочется прикрыть соседский дом.

Попытка явно не удалась. Вместо того чтобы скрыть несимпатичный вид, мы привлекли к нему внимание, поскольку поместили композицию на его фоне.

Хорошее решение. Композиция перемещена на открытое пространство с красивым фоном, а дом накрыт кустарниками.

Часто мы пытаемся расположишь Ней южную композицию в геометрическом центре открытого пространства. Выглядит это неестественно, так как в природе ничего подобного встретить нельзя.

Лучше сместить декоративную группу к краю.

Центрирование возможно и уместно, когда симметричная композиция расположена в соответствующем регулярном окружении.

Удивительно, но какая-то неведомая сила понуждает многих людей располагать композиции кругового обзора непосредственно в геометрическом центре газона, водоема, площадки. Знайте, что это оправданно лишь тогда, когда сад имеет регулярную планировку. Но в большинстве случаев мы не стремимся противопоставить свой сад природе, а, наоборот, пытаемся моделировать те или иные природные сообщества. Центрирование выглядит неестественно, поскольку встретить в природе что-либо подобное нельзя. Попробуйте сместить группу относительно центра, и вы увидите, как оживится картина.

Структура

Когда для композиции найдено место, надо определиться с ее размерами. Высота и ширина не могут быть слишком большими, иначе композицию нельзя будет оценить в целом. С другой стороны, слишком маленькая композиция на просторном газоне смотрится комично. Как видите, опасны оба варианта.

загрузка...

Ширина

В отличие от миксбордера композицию кругового обзора строят с таким расчетом, чтобы она воспринималась целостно. Поскольку мы видим композицию с разных точек — и с крыльца, и из беседки, и с дорожки, — надо произвести некоторые расчеты. От каждой видовой точки с помощью угольника постройте 30-градусные углы в сторону предполагаемого расположения группы. Пересечение углов образует область, которая и станет ориентировочной шириной композиции. Безусловно, можно немного отступить от размеров. Но именно чуть-чуть, а не существенно.

Высота

А как быть с высотой? Необходимо, чтобы высокие элементы не только попали в вертикальный угол зрения, но также имели по краям немного воздуха — полоска газона перед композицией, кусочек неба сверху. Это возможно только в том случае, если декоративная группа удалена от видовой точки на расстояние, равное хотя бы 2—2,5 ее высотам. Теоретически, чтобы рассчитать высоту самого высокого элемента, надо измерить расстояние от видовой точки до предполагаемого места и разделить его на 2 или 2,5. Но в данном случае все сложнее, поскольку видовых точек несколько.

Как вы сфотографируете дерево? Мигая объектив, вы вряд ли сделаете такой или такой кадр.

Скорее всего, вы остановитесь на этом варианте: немного неба над деревом, немного пространства перед ним, свободное пространство по краям.

Чтобы композиция хорошо читалась, видовая точка должна быть удалена от самого высокого элемента группы на две его высоты.

Наша задача — построить композицию, которая будет хорошо смотреться со всех сторон. Потому поступаем следующим образом. Сначала выбираем самую дальнюю видовую точку. Зная ширину композиции, рассчитываем высоту главного элемента

(ядра). К ядру подбираем подчиненные элементы. Делаем это, исходя из законов пропорционирования и колористики, а также учитывая характер сезонных изменений растений. Чуть позже мы поговорим об этих законах подробней.

Располагая ядро будущей декоративной группы в разных частях открытого пространства, мы ищем для композиции самый красивый фон.

Место найдено. Пересечение углов дает представление о площади, которую займет будущая композиция

Затем переходим на другую точку. Если расстояние до композиции такое же, проблем нет. Но когда оно существенно меньше, мы видим не всю группу, а только её часть (либо нижнюю, либо верхнюю). Например, если главным элементом композиции является ель, то с первой точки виден конус, а со второй — лишь зеленый фон хвои. На этом фоне мы и построим новую группу. То есть опять выберем основной и подчиненный элементы с учетом всех условий. Главное — не испортить того, что было сделано раньше, то есть построить не новую композицию, а гармонично дополнить уже существующую. Далее проходим по оставшимся видовым точкам и поступаем аналогичным образом.

  • Реклама