загрузка...
Комнатные растения в интерьере  |  Роль зеленых растений в жизни человека
Комнатные растения в интерьере

Экологические факторы роста растений и микроклимат помещений

Экология — наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой, т. е. с условиями их естественного обитания. Среда накладывает определенный отпечаток на растительный организм и включает в себя совокупность всех факторов, действующих на растение. Наиболее существенные из них: климатический (состав воздуха, свет, температура и влажность) и эдафический (греч. э дафон — почва), т. е. почвенно-грунтовые условия. При перенесении растений из природной обстановки в искусственно созданные режимы, например в оранжереи или в жилые и служебные помещения, происходит акклиматизация, т. е.

приспособление растений к новым условиям обитания. Акклиматизированными считаются растения, которые приспособились к существованию в новых условиях, успешно растут и размножаются.

Растительные организмы пластичны. Каждый цветовод знает, как сильно меняется внешний вид растения при перемещении его из светлого места в темное я наоборот. В природе можно обнаружить ряд особей одного и того же вида, выросших в различных внешних условиях и настолько непохожих друг на друга, что их можно принять за разные виды, однако это результат различных воздействий окружающей среды. Тем не менее, как ни велика пластичность растительных организмов, наилучшие результаты акклиматизации получаются при максимальном приближении условий искусственного содержания к природным. Вот почему прежде чем вносить растения в интерьер, необходимо изучить микроклимат помещения, а потом грамотно подобрать соответствующий ассортимент растений.

Свет — главный экологический фактор, определяющий основу жизнедеятельности растительного организма — фотосинтез, процесс превращения зелеными растениями лучистой энергии солнца в энергию химических связей органических веществ. Этот процесс происходит с поглощением углекислого газа и выделением свободного кислорода. При участии поглощающих свет пигментов — хлорофилла и некоторых других — углекислый газ и вода, вступая в реакцию, образуют основную пищу растений — углеводы. В зависимости от смены дня и ночи интенсивность физиологических процессов колеблется. Реакция растений на соотношение светлого и темного периодов суток называется фотопериодизмом. Она четко проявляется у так называемых длиннодневных и короткодневных растений, рост и период цветения которых зависят от различной продолжительности дня и ночи. Под влиянием источника света растения способны испытывать ростовые движения органов, т. е. поворачиваться к источнику света. Эта реакция называется фототропизмом, о ней надо помнить при расстановке растений в интерьере.

При естественном боковом освещении оконные проемы, обращенные на юг, открыты солнцу в течение 6— 9 часов и пропускают максимум солнечного света. Свет, поступающий в помещения через восточные и западные окна, менее интенсивен и проникает в первую или вторую половину дня (соответственно) на 3—4 часа. Северные окна пропускают ровный почти неизменной интенсивности свет в течение всего дня. В зависимости от времени года, географической широты места и времени суток условия освещения изменяются.

Для успешного культивирования растений в помещении важно и соотношение температуры и влажности. В осенний период суточная температура в интерьерах колеблется в пределах 13—18°, зимой с включением отопления она повышается от 15 до 22°. В летнее время средняя температура составляет 22—28°. Эти пределы температур вполне удовлетворительны для нормального хода фотосинтеза. Однако при расстановке растений желательно обеспечить оптимальный режим для каждого вида и необходимо помнить о том, что в разных точках помещения показания температуры варьируют: у балконной двери они ниже на 3—4°, у ребристого радиатора, где создается завеса теплого воздуха,— на 3° выше, а иногда и более.

Влажность воздуха также влияет на фотосинтез. Оптимальная величина относительной влажности, необходимой для фотосинтеза, 50—80%, что вполне соответствует ситуации в интерьерах, за исключением отдельных производственных помещений, где влажность опускается до 25—30%. Однако и при такой низкой влажности можно культивировать растения, например засухоустойчивые кактусы и другие суккуленты.

Изучению микроклимата современных общественных зданий в связи с жизнедеятельностью растений посвящены работы Г. Н. Ша-пенковой (1971) и Е. Н. Кутас (1984). По данным Г. Н. Шапенко-вой, в условиях Москвы в помещениях с сильным или значительным влиянием естественной освещенности (ориентированных на юг, восток или запад) растения сохраняют декоративные качества в следующих пределах по отношению к источнику света: светолюбивые — в зоне от 1 до 3 м (освещенность свыше 5000 люкс в течение нескольких часов), теневыносливые — в зоне от 3 до 6 м от окна (освещенность свыше 1000 люкс в течение нескольких часов). За пределами указанных зон размещать растения допустимо только при применении искусственного освещения (минимальная интенсивность 100—300 Вт/м 2 в течение 10—12 часов). Досвечивание производится с помощью декоративных светильников, панелей и т. п. В отношении температуры Г. Н. Шапенкова указывает два эксплуатационных режима: прохладный (от 10 до 15°) и теплый (от 18 до 22 °). В прохладных помещениях относительная влажность воздуха не снижается ниже 60%, что благоприятно и для большинства используемых растений. В помещениях с кондиционированным воздухом влажность держится на уровне 50—60%, также благоприятном для многих тропических видов. Г. Н. Шапенкова приводит классификацию помещений, составленную из 8 категорий микроклиматического режима, и рекомендует ассортимент растений, включающий как устойчивые по всем характеристикам виды, так и более редкие, отличающиеся высокими требованиями к условиям содержания.

загрузка...

Е. Н. Кутас (1984) провела аналогичные исследования в Ленинграде. Она подтвердила, что свет является лимитирующим фактором для развития растений в интерьере в осенне-зимний период, а температура и влажность воздуха близки к оптимальным для их жизнедеятельности. Ритм роста зависит от светового режима и связан с экологической природой растений (светолюбием и теневыносливостью). Теневыносливые виды вегетируют при освещенности около 700 —1000 люкс, светолюбивые — при 1500—5000 люкс. Период покоя у теневыносливых видов наступает при снижении интенсивности освещения до 140 люкс, а у светолюбивых — до 700 люкс.

На основании изучения типа пигментной системы листа Е. Н. Кутас выделила два типа растений: фотолабильный и фотостабильный. Фотостабильные растения более стойкие к действию света различной интенсивности (с точки зрения сохранения их декоративных качеств), фотолабильные — менее стойки. На этом основании фотостабильные растения можно размещать в интерьере без учета степени их светолюбия или теневыносливости, а растения фотолабильного типа — с обязательным учетом этих особенностей. Полученные Е. Н. Кутас результаты представляют несомненный интерес для дальнейшей разработки научных основ интерьерного озеленения.

С чего начать руководителю учреждения, задавшемуся целью озеленить служебные помещения? Опыт Ботанического сада МГУ по оформлению интерьеров общественных зданий позволяет определить условия, выполнение которых есть залог успеха всего дела. Прежде всего нужно продумать обеспечение ухода и содержания будущих зеленых интерьеров. Для круглогодичного ухода за растениями, включающего много трудоемких операций, лучше всего иметь в штате специальную единицу — мастера по озеленению или инженера зеленого строительства — в зависимости от объема вменяемых ему в обязанность работ. Совершенно недопустимо сводить уход за растениями к поливу, который осуществляют случайные люди или технические работники, совмещающие эту работу с основной. Кроме того, необходимо выделить для ответственного за озеленение лица небольшую хозяйственную комнату для хранения инвентаря, земельных смесей, удобрений, устройства парничка для лечения и размножения растений. Еще лучше, если позволяют возможности, пристроить к основному зданию маленькую теплицу, где помимо ремонтных операций с растениями можно выращивать цветы на срезку к торжественным датам. Необходимо иметь в виду, что только квалифицированный уход за интерьером обеспечит дол-говременность его функционирования и даст ожидаемый эффект. Там, где нет возможности обеспечить растения хорошим уходом, лучше использовать их синтетические копии или пластиковые муляжи.

После решения организационных вопросов можно приступить к проекту размещения растений в конкретных точках интерьера, В главе VI можно ознакомиться с примерами рекомендуемых планировочных решений. Нужно приобрести декоративные емкости для посадки растений (или в крайнем случае заказать их в мастерских по своим эскизам), а также необходимое оборудование и инвентарь. Желательно иметь карты термического и светового режима всех помещений и располагать сведениями о дислокации источников тепла и света. При отсутствии таковых первичные данные о температуре, влажности и ориентации света можно получить самим с помощью трех простых приборов: термометра, психрометра и компаса. Еще лучше приобрести и люксметр марки Ю-16 или -17 для измерения освещенности в отдаленных от источника света точках интерьера. Замеры нужно делать как в солнечные, так и в пасмурные дни, в особенности в критический для растений осенне-зимний период. Зная параметры микроклимата, можно приступить к подбору ассортимента растений. Начинающим цветоводам в этом помогут главы V и VII данной книги. Общие сведения о культуре оранжерейных растений в помещениях и информация о декоративных особенностях и деталях агротехники каждого вида изложены в главах III и IV.

  • Реклама