загрузка...
Дизайн сада  |  Романтический стиль
Садоводство и дизайн сада

Китайский стиль

В большинстве сфер человеческой деятельности основопо лагающей является концепция гармонии. Не исключение — и садовый дизайн.

Одна из фундаментальных теорий китайской классичес кой эстетики базируется на^теории единства противополож ностей, выраженных древними символами гармонии Инь-Ян — основными философскими принципами древнекитай ских философов. Авторство концепции Инь-Ян в равной степени приписывают и даосам, и конфуцианцам — с той лишь разницей, что конфуцианская эстетическая мысль фо кусировала внимание на этике и морали, а последователи Лао-Цзы больше внимания уделяли красоте и искусству. Китайская классическая эстетика сада в значительной сте пени находится под влиянием даосизма и отражает взаимосвязь противоположных по значению явлений и предметов. В садовом искусстве этот принцип проявляется через своеобразие слагающих сад элементов и приемов. Композиция выстраивается на сочетаниях предмета и пустоты, движения и статичности, простоты и пышности, светлого и темного, открытого и замкнутого, то есть на основе выражений дуа лизма, вытекающих из концепции Инь-Ян.

Любой китайский сад состоит из двух основных элемен тов — воды и земли. Вода имеет все свойства, присущие понятию Инь : бесформенная, нестабильная, изменчивая, мок рая, темная, горизонтальная. Земля (в это понятие также входят камень, гора, скала) обладает всеми характеристиками Ян: жесткость, стабильность, вертикальность.

Сад в китайском стиле отражает следующую идею: несовершенство одинаковых объектов предполагает поиск исто ков красоты в разнообразии.

Китайский сад одновременно состоит из широкого про странства и малого внутреннего сада.

Главная особенность китайского сада — изображение гор и вод, подобных тем, что рисуют художники на своих полотнах или описывают поэты, восхваляя красоту природы. Создавая сады, китайские садовники копируют живописные природные ландшафты.

Сад должен изображать крупномасштабные пейзажи с вы сокими холмами, реками, озерами, водопадами и скальны ми выходами. Искусственно создаваемые детали — холмы, мелкие потоки, каменные композиции — должны состоять из тех же пород и элементов. Искусственные холмы в ки тайских садах отличаются разнообразием. Это может быть земляная возвышенность с мягкими очертаниями и яркой растительностью; гора, полностью сложенная из крупных камней, или скала, прорезанная водными потоками, пещерами и каналами. В качестве такой композиции может быть использован просто изящный камень, играющий роль скуль птуры.

Вода — обязательный элемент китайского сада. Если на участке нет естественного водоема или ручейка, совсем не обязательно тратить лишние силы и деньги на их создание. Достаточно просто врыть в землю какой-нибудь сосуд (таз, бочонок и пр.), предварительно обработав его и обеспечив непроницаемость. Затем по краю выложить булыжник или камень. На берегу можно высадить ирисы или аир обык новенный.

В числе обязательных элементов — такие малые архитек турные формы, как арки или перголы в восточном стиле: со скошенными и загнутыми вверх поперечными балками и шпалерными панелями.

Наряду с основными элементами, в китайском саду при сутствует множество деталей, которые придают ему ин дивидуальность. На склоне или на вершине холма могут стоять павильоны или легкие обзорные беседки, а у подно жья — расти цветущие кустарник и- или стелющиеся расте ния, пробивающиеся между камней. Украшать сад можно скульптурками, а также клумбами, цветовая палитра кото рых была бы схожа с росписью на китайских вазах.

  • Реклама