загрузка...
Дизайн сада  |  Аксессуары
Садоводство и дизайн сада

Японский сад

В последнее время в садовом дизайне царствует мода на японский сад, который стремится устроить на своем учас тке чуть ли не каждый третий из российских садоводов. Объясняется это не только необычностью, своеобразием и особенной привлекательностью традиционного японского сада. Современный русский частный сад роднит с японским рациональное использование земли. Кроме того, архитектура японского сада позволяет создать в нем изысканные уголки с помощью простых природных материалов — камня, воды и растений, их веками осмысленных и проверенных сочета ний.

Привлекает в японском саду и продуманное использова ние буквально каждого квадратного сантиметра площади, каждой особенности природного ландшафта — будь то со всем незаметное понижение рельефа, заболоченное место, обычная трава или заросли кустарника. Особенно японский садик мил обладателям 6 соток своей характерной особенностью — миниатюрностью.

Садовое искусство пришло в Японию вместе с буддиз мом из Индии через Корею и Китай в VI веке. На протяже нии всей своей истории японский сад формировался в рус ле пейзажного стилевого направления. По сути своей, он является попыткой сконцентрировать все разнообразие природы Японии на одном маленьком клочке земли. Здесь дол жно найти отражение все: скалы, водопады, горные леса и озера, бурные реки и песчаные отмели. Конечно же, искусственный пейзаж, созданный на малой площади, далек от реальных природных картин, но через ряд символических элементов он доносит до того, кто его созерцает, образ реальной японской природы.

Поклонникам японского сада следует отказаться от простого и бездумного копирования экс-позиций, увиденных в журналах, ботаническом саду или, если повезло, воочию. Также не стоит стремиться весь свой (все равно русский) сад сделать японским. Оптимальный вариант — это сад в японском стиле или сад по японским мотивам. Однако пло щади наших стандартных садовых участков, скорее всего, позволят создать лишь небольшой садик с использованием нескольких наиболее характерных приемов.

Приняв решение обустроить японский садик, важно помнить, что его облик и стиль не должны входить в явное противоречие с архитектурой дома и других сооружений на участке. В противном случае желанный уголок не вызовет ничего, кроме недоумения и даже раздражения.

Главное в создании японского сада — не буквальное вос произведение отдельных приемов, а организация и трактов ка пространства сада, с помощью которой может быть воспринята глубокая философская сущность японского садово го искусства.

Живописность планировки предполагает асимметрию композиции. Построение сада и отдельных его частей ос новывается на выделении трех зон, трех планов восприятия — переднего, среднего и заднего. Сад представляет собой серию продуманных пейзажей, разворачивающих ся перед посетителем с определенных точек и меняю щихся во время передвижения по заранее продуманным маршрутам. Благодаря этому сад представляется беско нечно разнообразным и в различное время года, и при смене освещения в разное время суток.

При составлении композиций необходимо соблюдать некоторые правила. Одно из стандартных — правило не равностороннего треугольника, применяемое для садов лю бого типа. Обычно планируется композиция из 3 элемен тов (например, из растений, камней и японских фонари ков). При этом схема их расположения должна быть близ ка к неравностороннему треугольнику, длинная сторона которого должна быть направлена на наблюдателя, а самая короткая располагаться слева от него. Высота эле ментов также регламентирована. Так, самым высоким дол жен быть средний, а самым низким — находящийся справа от созерцающего.

Еще один интересный момент заключается в том, что в японских садах используют прием так называемой об ратной перспективы. Для этого на переднем плане вы саживают растения с крупными фактурными листьями, располагают крупные камни, а на втором и третьем, на оборот, размещают некрупные элементы, высаживают ра стения с ажурной мелкой листвой. Это создает иллю зию, что они находятся дальше, чем на самом деле. Та кой прием визуально расширяет пространство. Дорожки же могут иметь разную ширину (сужение по мере удале ния от глаз).

  • Реклама