загрузка...
Букеты из цветов  |  Новая икебана
Букеты из цветов

Школа согэцу

Школа согэцу

Новой школой икебаны считается школа согэцу, созданная 1926 году Сафу Тэсигахарой. По его словам, луна на небе и трава на земле наиболее широко отражают Вселенную, поэтому два иероглифа в названии школы обозначают луну и траву. В этом отражено глубокое понимание человеком природы и ее связи с бесконечной Вселенной. Тремя основными принципами школы согэцу являются следующие:

цветы могут быть составлены кем угодно;

аранжировка может быть сделана где угодно;

материалом для аранжировки может служить все, что угодно.

Декоративным материалом, применяемым школой согэцу, могут быть не только живые растения ветки, листья, цветы, но и сухие лианы, травы, коряги, пни, корни, стволы, а также крашеные, отбеленные или ошкуренные стебли растений. Впервые в цветочных композициях используются материалы нерастительного происхождения камни, стекло, металл, перья, бумага, веревки, керамика, синтетические изделия. Композиции школы украшают не только интерьеры помещений, но и открытые площадки, водные поверхности.

В современной икебане также присутствуют три основные линии А (небо), В (человек) и С (земля). Длина линии А непосредственно связана с размером сосуда, в котором делается аранжировка, длина линий В и С строго зависит друг от друга. Величина сосуда определяется суммой его высоты и наибольшего диаметра горловины. Можно поставить в вазу разные композиции большую, среднюю (стандартную) и маленькую. Что касается большой композиции, то в ней длина ветки А равна двойной величине вазы, в средней композиции полуторной величине, а в маленькой равна самой величине. Чтобы узнать длину ветки, равной высоте вазы, ее ставят рядом с ней, а потом прибавляют наибольший диаметр горловины.

После определения величины ветки А, устанавливается длина веток В и С (рис. 24.) Длина их в различных современных школах икебаны неодинакова. В школе согэцу

Букеты из цветов

линия В равна 3/4 линии А, линия С 3/4 В, а в другой школе, охара, линия В равна 2/3 линии А, линия С 1/2 А. Вообще в школе охара композиция состоит из трех основных элементов: А субъект, В секунда, С объект. Кроме длины веток, две школы различаются и учебными формами.

Длина помощников каждой линии, которую они усиливают, соответственно короче. Необходимо отметить, что в случае использования нестандартных ваз все современные школы допускают незначительные расхождения в размерах.

Ниже будут изложены правила построения современной японской композиции одной из основных школ согэцу. В ней также существует два стиля морибана и нагеире, об особенностях которых было рассказано на примере традиционной икебаны.

В школе согэцу насчитывается восемнадцать учебных форм, которые необходимы для освоения техники постановки растительного материала, для приобретения ловкости рук в работе с цветами и развития собственной фантазии.

Чтобы научиться искусству икебаны, начинающему аранжировщику рекомендуется заготовить в соответствии с пропорциями выбранной вазы две ветки А, В и цветок С.

Школа согэцу

Каждой основной линии подберите помощников ветки и цветы. Для обучения вазу лучше взять низкую и устанавливать основные линии на кензане. Две ветки и цветок поставьте на кензан так, чтобы в результате получился треугольник, а помощников (дзюси) поместите в районе треугольника. При мысленном соединении скелетных веток должен получиться разносторонний треугольник.

В аранжировке большое значение придается углам наклона основных элементов, которые отсчитываются от средней вертикальной линии композиции, условно принятой за 00.

Цветы в букете лучше направлять в разные стороны: те, которые стоят справа от центральной оси композиции, должны смотреть на левое плечо композиции, а те, что стоят слева, на правое плечо.

В зависимости от угла наклона растений в композиции различают две ее основные расстановки вертикальную (прямостоячую) и наклонную.

  • Реклама