загрузка...
Букеты из цветов  |  Принципы традиционной и новой икебаны
Букеты из цветов

Новая икебана

Современная икебана имеет два стиля нагеире и морибана. Стиль нагеире предусматривает композицию из растений в высокой вазе, а морибана в низкой. Оба стиля следуют асимметричному построению икебаны в виде разностороннего треугольника.

Букеты из цветов

Стиль нагеире в переводе значит вброшенные цветы. При создании этой композиции применяется специальный метод крепления растений при помощи веток или проволоки. Основными требованиями к этой аранжировке являются следующие: часть горловины вазы должна оставаться открытой, чтобы вся композиция не напоминала пробку из цветов; можно не ставить к веткам помощников, а лучше дать красивые ветки А и В, чтобы обойтись без дзюси. Линию с (символ земли) дать в виде трех цветков: один из них должен быть хозяином, а два других помощниками;

опорой для веток и цветов может служить бортик вазы, что совершенно недопустимо в стиле морибана.

Морибана в переводе значит нагроможденные цветы. Все элементы композиции ставятся в низкие плоские вазы (сукбан) под разными углами.

Для крепления веток и цветов в стиле морибана используются кензаны, которые устанавливаются в вазе в одной из девяти позиций (рис. 13). Удачное сочетание используемой вазы и композиции создает впечатление, что цветы растут в естественных условиях.

Выбирая растения для создания трех основных линий икебаны – линии А (небо), В (человек) и С (земля), можно использовать как один вид растений для трех линий, таки разные растения для каждой из линий. Какправило, две линии – А и В или В и С создаются из одного вида растения, а третья создается из другого.

В новой икебане, в отличие от традиционной, разрешается отходить от трех основных линий (небо, человек, земля) и правил их установки (размеры, угол наклона). Ниже мы приводим принципы новой икебаны.

Букеты из цветов

1. Изогнутые линии напоминают охотничий лук или арку (рис. 14). Изгиб может быть как легкий, так и крупный, что достигается соответствующей обработкой материала. Используются ветки различных видов ивы (верба, краснотал), барбариса, спиреи аргуты и японской, метелки дикого проса (сорго) и др

2.Спиральные и круглые линии изгибают сильнее, чем изогнутые (рис. 15).

Концы линий обязательно встречаются или продолжают спиральные изгибы. Такие линии выполняют из побегов лиан, таких каквиноград, лимонник, глициния, актинидия, а также из ветвей ивы и из проволоки.

3.Параллельные линии могут быть прямостоящими вертикальными

(перпендикулярные вазе), горизонтальными (параллельные вазе) или диагональными (расположенные под углом) (рис.16). Размещают эти линии в основном на переднем и заднем плане емкости, чтобы добиться глубины композиции.

Букеты из цветов

Для создания таких линий используют любые растения с прямыми стеблями лук, бамбук, пшеница, мискантусидр.

4. Изломанные линии могут иметь простой перегиб сгибаться в одном месте, или сложный зигзагообразный (рис. 17). Углы изгибов придают линии остроугольность, а всей композиции строгость.

Изящные изломанные линии получаются из тимофеевки, ситника идругих злаковых, которые сначала консервируют в глицерине (см. стр. 275). Крупные и рельефные линии дают рогоз, сансивьера. 5. Пересекающиеся линии могут быть прямыми или изогнутыми, а их пересечения должны быть тщательно продуманы (рис. 18). Такие линии создают впечатление сильного ритма, а беспорядочные пересечения негармо

Букеты из цветов

ничны. В классической икебане линии не пересекались. Если нужно передать чувство зрелости, силы, пересекающиеся линии необходимы. Такие линии можно создать из сухих стебельков гречихи сахалинской, тростника, тонких березовых стволиков с веточками, хлебных колосьев с ромашками, васильками, маками. Если поставить в две вазы по одному пиону на изгибающихся стеблях и устремить их друг к другу, получатся не только пересекающиеся линии, но и композиция танец цветов.

6. Лучистые линии должны выходить как бы из одной точки.

Букеты из цветов

Такие линии получаются из листьев ириса, цветущих веток кустарника, из ситника, камыша. Лучи располагают в разных плоскостях, одни направляют вперед, другие назад. Таким расположением достигается глубина композиции, которая в этом случае не получится плоской (рис.19).

7. Левое и правое направление строится на искусной асимметрии, которая достигается за счет контраста направленности веток разных размеров и окраски левой и правой сторон композиции (рис. 20).

загрузка...

8.Высокое и низкое направление строится на контрасте между вершиной и основанием композиции. Контраст используется и по форме, и по цвету. Частью основания композиции нередко рассматривается ваза (рис. 21).

9.Плоскость эффектно включается в композиции. В традиционной икебане плоскость не являлась художественным элементом и не принималась во внимание. Ее создают крупные плоские листья кустарников, деревьев, борщевика, монстеры, бадана (рис. 22).

Букеты из цветов

10. Масса в новой икебане играет большую роль. В икебане она воспринимается как цельное соединение цвета и формы. Масса растений передает чувство объема. Пространство входит в композицию, как и весь материал.

К примеру, новая школа согэцу, о которой будет рассказано далее, считает, что икебана это скульптура из цветов, и это нельзя забывать, когда работаешь с материалом, который требуется использовать в качестве массы (рис. 23).

Цветочная масса должна состоять только из цветков, все листья и тяжелую зелень из нее удаляют.

В результате усиливается цветовое воздействие композиции. Баланс достигается не только по форме, но и по цвету благодаря его умелому выбору. Цветовая масса сгущает краску, дает ощущение силы цвета.

Сама же масса может быть круглой и эллиптической или прямоугольной формы.

Изучив основные принципы новой икебаны, их можно использовать в разных комбинациях. Сохраняет свою простоту композиция на основе двухтрех принципов, а добавляя их и усилии вая, можно создать популярную в Японии тяжелую полную аранжировку.

В современной икебане используют любые виды живых цветов, сухих веток и трав, сухих корней, частей деревьев, устанавливая все материалы не только в национальные вазы. Наиболее любимые японцами цветы, часто используемые в композициях, хризантемы, камелии, розы, ирисы, каллы, а также цветущие ветки плодовых растений и кустарников сливы, персика, груши. Нередко в икебане используется какой либо один вид цветов. Лучшими образцами икебаны считаются букеты из камелии без дополнительной аранжировки. В основном их составляют зимой. Осенние икебаны делают из хризантем, помещая их в высокие вазы, на камни или на отдельные части дерева. Такие композиции выполняют без аранжировки или дополняют листьями эвкалипта, аспидистры, аспарагуса, монстеры, рододендрона и другими.

Букеты из цветов

Отличным материалом, используемым в икебане стиля морибана, служат полураспустившиеся розы, для аранжировки которых используют ветки можжевельника, кедра, бамбука, эвкалипта. Что касается ирисов, то они почти ни с каким видом зелени, кроме собственной, в икебане не сочетаются, поэтому их ставят в плоские вазы в период дружного цветения.

Каллы в икебане используют с длинными цветочными стрелками и низко срезанными, с полностью раскрывшимся цветком и в состоянии плотного бутона. Каллы ставят в высокие вазы, но все же чаще композиции с ними выполняют в низких плоских сосудах, обрезая цветам стебель коротко и аранжируя листьями монстеры и самих калл, аспарагусом.

В икебане японские аранжировщики любят использовать тюльпаны, белые лилии, гвоздики, древовидные пионы, нарциссы, реже встречаются гладиолусы. В качестве дополнительного материала к цветам используют ветки ивы, камыш, ситник, рогоз и злаковые травы. Букеты нередко составляются из одних только цветущих веток плодовых культур или в сочетании с камелией, сосной или бамбуком.

Новая икебана

Японские мастера для достижения художественного эффекта нередко используют контраст сочетание глянцевых и пушистых растений, крупных листьев и тонких стеблей. Необходимо помнить о соблюдении определенной уравновешенности между элементами икебаны: крупные цветы ставить ближе к центру, а мелкие по краям; темные цветы располагать ниже, светлые выше.

В искусстве икебаны нашло свое отражение течение времени. С помощью цветочных растений можно изобразить прошлое, настоящее и будущее. Прошлое символизируют полностью распустившиеся цветы, плоды, семенные коробки и сухие листья; настоящее красивые полураспустившиеся цветки деревьев и кустарников, свежие листья; а будущее бутоны, распустившиеся почки, напоминающие о предстоящем развитии и вечном течении жизни.

  • Реклама