загрузка...
Букеты из цветов  |  Букеты Европы и Востока
Букеты из цветов

Принципы традиционной и новой икебаны

Принципы традиционной и новой икебаны

Икебана традиционное для Японии древнее искусство составления букетов из цветов и различных растений. В переводе с японского икебана вторая жизнь, означает буквально живущие цветы, сохранение цветов во второйжизни. В Японии срезание цветов не воспринимается как разрушение живого, в отличие от западной общепринятой теории. Философия икебаны считает, что составление букета это продолжение жизни, но только в другой форме.

Икебана всегда была и остается непременной частью интерьера в японском доме, создаваемой руками самой хозяйки. Искусство составления икебаны неразрывно связано с религиозно философскими принципами этой страны, поэтому и считалось, что готовые композиции нельзя ни дарить, ни продавать. Во многих японских домах икебаны устанавливают на самых видных и главных местах, и гость, войдя в дом, в первую очередь приветствует растения, а уже потом хозяев, тем самым показывая свое уважение к природе и дому. Каждая женщина в Японии владеет искусством икебаны. Оно является обязательным предметом в женских школах и колледжах.

У японцев очень многому можно научиться в искусстве аранжировки цветов, ведь они склонны поэтизировать жизнь, используя цветы, и восхищаться красотой растений, почитая их. В композициях японских мастеров всегда искусно подчеркиваются красота формы и гармония окрасок цветочных растений. И это достигается благодаря умению использовать небольшое количество простого материала, благодаря искусству его тщательной обработки, старательному выбору сосудов и интереснейшим техническим приемам.

Традиционная икебана История возникновения

Искусство икебаны начало свое развитие в XII XIII веках. Сначала оно было привилегией избранных и выражалось в поклонении богам. Позднее такое возвышенное отношение к цветам и богу стало демократичным, вошло в народный быт и приобрело значение национальной традиции.

Определенный стиль компоновки цветов сложился в середине XV века и получил название рыкка стоящие цветы. Такие монументальные и торжественные композиции создавались по строгим правилам и выражали философское мировоззрение. Они символизировали Вселенную и представляли собой мифическую гору. Растения, используемые в таких композициях, иногда были высотой в полтора метра. Своего расцвета стиль рикка достиг в XVII веке, когда утратил условности и стал популярен среди простых людей. Композициями, выполненными в этом стиле, украшали жилище во время свадьбы, рождения ребенка, военной победы. Уже тогда нельзя было использовать в букетах четыре цветка, так как по японски четыре звучит также, как смерть.

Принципы традиционной и новой икебаны

В XVI веке возникло новое направление икебаны нагэире. Оно было полной противоположностью строго систематизированного стиля рикка. Основой нигаэре стали гармоничность, простота, естественность и отсутствие специальных правил. В связи с этим новый стиль стал очень популярен среди населения.

В это же время возникла еще одна разновидность цветочных композиций тябана, которую применяли для оформления специальных ниш в чайных домиках. В таких композициях использовали минимум растений, нередко даже один цветок или бутон.

В XVII веке появился новый стиль, соединивший в себе величественность стиля рикка и простоту нагэире. В следующем веке новый стиль становится все более популярным и в нем закрепляется принцип триединства элементов икебаны неба, человека и земли. Этот принцип действует и в наше время.

В начале XX века сформировалась школа охара. В это время в Японии стали использовать европейские цветы и все чаще составляли композиции в плоских сосудах. Для того, чтобы крепить в них растения, требовались специальные приспособления. Сначала их роль выполняли решетки, а позднее изобрели особую металлическую наколкудержатель кензан. Это изобретение привело позднее к распространению нового стиля морибана.

Особенности конструирования

Чтобы правильно воспринять икебану и понять ее, необходимо знать основные законы этого искусства. Такие составляющие икебаны, как цвет, форма и пространственная структура, способствуют восприятию ее в качестве единого целого.

Конструирование икебаны, как и иероглифа, основано на сочетании элементов, каждый из которых несет определенный смысл. Основой построения икебаны и показателем ее стиля служат форма и характер выбранного сосуда. Конкретную объемную композицию призван образовывать растительный материал главный конструктивный элемент икебаны. Он включает в себя ветки, цветы, травы. Японцы считают все элементы икебаны активными и обладающими жизненной силой, что также является одним из ее признаков. Большую роль играет правильное расположение элементов икебаны, что позволяет более полно выразить жизненную силу растения. Главная ветвь является как бы продолжением вазы и играет роль ствола, питающего живительной силой каждый элемент композиции; почти горизонтальные ветки олицетворяют гармонию противостоящих сил, равновесие; воплощают жизнь растения живые соки, идущие по ветвям и по стволу.

загрузка...

Основу икебаны составляет композиция линий. Японцы любят чистоту линий, их изящество и выразительность и часто используют в композициях ветки с бутонами. Надо отметить, что характерной особенностью икебаны является асимметрия. Элементы, составляющие такую композицию, имеют разную высоту и устанавливаются под разными углами. Отличает икебану трехмерность, поэтому в композиции в основном используют три линии. Эти линии символизируют взаимоотношения человека, неба и земли и располагаются по принципу трех плоскостей: одна линия А символ неба, руководящее начало (син), другая линия В человек (соэ) и третья линия С символ земли (хикаэ). Главные элементы букета

Букеты из цветов

син, соэ и хикаэ составляют его скелет. Эти линии могут быть ветками или цветами.

Если мысленно провести линию, соединяющую верхушки растений, получится разносторонний треугольник, именно он и лежит в основе асимметричной гармонии любой икебаны, а сама композиция состоит из нечетного числа цветов. Японские мастера по этому поводу говорят: Только асимметрия и нечетность основы красивого. Поэтому икебана не бывает круглой, а ее элементы никогда не могут быть равны по высоте и располагаться симметрично (рис.10).

В японской аранжировке часто используются ветки хвойных пород с четким графическим силуэтом. Если берутся ветки лиственных пород, то они должны быть, как правило, без листьев или с распустившимися почками.

Кроме основных линий, в композиции могут участвовать вспомогательные элементы, которые называют помощниками (дзюси). Японцы называют это мясом букета.

Задачей помощников является усиление впечатления от основных ветвей композиции, и отбираются они в основном из того же материала, что и сама веткахозяин. Иногда количество ветокпомощников не ограничивается, и они могут быть поставлены к любой основной ветке.

Оптическая связь концов основных ветвей всегда создает треугольник с неравными углами. Длина трех ветвей строго определена. Основная самая высокая ветвь а, отображающая небо, имеет длину, составляющую полторы суммы диаметра и высоты вазы, не считая той части, которая в вазу погружена. Высота ветки или цветка в,

Букеты из цветов

отображающего человека, равна 3/4 высоты основной ветви (неба), а высота самого низкого растения с, отображающего землю, равна 3/4 высоты стебля среднего растения, следующего за самым высоким (рис. 11).

К примеру, при диаметре вазы 30 см и высоте 10 см длина самого высокого растения в икебане будет равна: (30 + 10) х 1,5 = 60 см, растения пониже 45 см, а самого низкого 34 см.

От расположения растений в композиции под различными углами создается тем самым ее объемность. Самую высокую ветвь или стебель ставят по центру с наклоном по вертикали на 10 150 влево и немного вперед, второй, который пониже, левее первого с наклоном 40 450 и с еще большим наклоном вперед, третий, самый короткий, отклоняют вправо по вертикали на 60 750. Эта четкая расстановка стеблей строго рассчитана и является правилом икебаны, которое создает гармоничное единство элементов в композиции (рис. 12).

Важнейшим элементом икебаны является небо, от его направления и динамики зависит эффект всей композиции. Опорой для неба служит человек, он должен соответствовать небу по форме и направленности. Земля уравновешивает композицию, если она односторонняя, потому что ее ветка противоположна двум другим. Для дополнения такой композиции используют вспомогательные ветки и цветы. Основу эффекта икебаны составляет сочетание линий и красок, поэтому основную роль вместе с выбором линий играет подбор цветов, контрастирующих с ними по окраске и форме. Существует правило, что к белым цветам и веткам с белыми цветками ставятся красные цветы, а к красным цветам растения зеленой или светлой окраски. Далее мы приведем все правила, которые желательно знать, чтобы овладеть искусством составления икебаны. Некоторые из них уже упоминались на страницах этой книги, и это не случайно ведь немало приемов и хитростей, применяемых в аранжировке цветов, взято у японских мастеров. Итак, наберитесь терпения, вам придется ознакомиться с так называемыми заповедями традиционной икебаны. Их всего пятьдесят.

Букеты из цветов

Красивые цветы не одно и то же, что и красивая икебана. Цветы свою красоту покажут только после того, как их правильно поставят.

Правильная икебана должна соответствовать эпохе и поводу, по которому делается. К примеру, новогодняя выполняется из сосны или бамбука и хризантем, а икебана в День мальчиков (5 мая) из ирисов.

Дух икебаны не стареет, но каждый создает ее по своему.

Даже в одной ветке и в одном цветке должна быть отражена дикая природа.

Делая букет, нужно в душе поговорить с цветком.

Приступайте к составлению икебаны, не боясь результатов.

Принципы традиционной и новой икебаны

Приступайте к составлению с нужным настроением, спокойно, внимательно.

В схеме собран весь нужный опыт.

У основных форм икебаны имеются варианты.

Свободное творчество начинается после овладения основной формой букета и его вариантами.

Главные элементы икебаны (син, соэ, хикаэ) основной скелет букета. К каждому из основных элементов добавляются дзюси помощники.

Сначала нужно практиковаться в низкой вазе (морибана), потом в высокой (нагеире). Элементы син и соэ должны быть из веток дерева, хикаэ из цветов, травы.

Две основные формы прямостоячая и наклонная основа любой другой формы.

Первые варианты каждой основной формы развести главные элементы букета син и соэ в разные стороны, один вперед, другой назад.

Вторые варианты поменять местами главные элементы соэ и хикаэ.

Третьи варианты трехсторонние.

В четвертых вариантах элемент соэ не употребляется.

В пятых вариантах син и соэ группируются вместе, а от них отдельно в стороне хикаэ.

Шестые варианты четырехсторонние.

Седьмые варианты икебана лежачая, плавающая и типа натюрморта, составленная из листьев, веток, плодов и фруктов.

Восьмые варианты сочетание двух букетов в двух разных вазах.

Чем больше человек постигает искусство икебаны, тем более внимательным должен быть перед ее составлением: очистить ветки, цветы, а после привести в порядок рабочее место.

Принципы традиционной и новой икебаны

Надо бережно относиться к материалу букета, ноне бояться отрезать лишние ветки, листья и цветы во имя красоты букета.

Научитесь крепить материал на кензане, обратите внимание на то, чтобы обратная некрасивая часть листа (если лист имеет лицо и изнанку) не была видна. Основание букета должно быть красивым и законченным, не должен быть виден кензан.

Поправьте хикаэ по син и соэ (обратите внимание на хикаэ). Нельзя близко рассматривать свою икебану во время ее составления.

Не обращайте внимание на четное или нечетное количество цветов и веток, самое главное гармония и баланс.

В составлении букета в высокой вазе (нагеире) надо практиковаться так же, как и в составлении букета в низкой вазе (морибана).

Составление букета без вазы и употребление искусственного материала надо изучать специально.

В зависимости от материала линии икебаны могут быть четкими, получеткими и плавными (расплывчатыми).

Икебанане только картина, но и музыка, и скульптура.

Лучшая ваза из ствола бамбука или любая вещь, приспособленная под вазу и кажущаяся составителю подходящей.

В качестве вазы выбирайте то, что будет красиво выглядеть, когда вы в это поставите цветы и ветки.

Сначала подберите гармонирующие друг с другом вазу и материал для букета, потом, сделав букет, подберите для него подходящее место. Это расширит гармонию букета.

Икебаны по своей цели делаются не только для квартиры, но и для индивидуальных и общественных мест.

Делая икебану, подбирая ей место, думайте не только о цветах, но и о вазе, о площадке, на которой будет стоять букет. Думайте о наличии или отсутствии стены и об освещенности.

Букет должен быть повернут лицом в ту сторону, с которой он лучше обозревается.

В красоте композиции участвуют площадка, на которой стоит букет, подставка, песок, камешки.

Подлинная красота композиции родится из ее гармонии с окружающей обстановкой.

Букеты делаются с учетом значений цветов и колера в каждой стране. К примеру, в Японии желтые хризантемы символ императора, а в некоторых странах желтый цвет символ измены.

Икебаны могут быть сделаны для будничного украшения квартиры, для праздничного, для свадьбы или годовщины свадьбы, для официальных церемоний.

Для цветов ветер хуже, чем отсутствие воды.

Завядшие цветы и ветки оживают, если концы их стеблей подрезать в воде.

Основные способы оживления цветов и веток: подрезать концы стеблей в воде, перед составлением композиции поставить цветы в горячую воду, подпалить концы стебля у древесных растений, положить в воду соль или уксус, впрыснуть воду в полый стебель.

Принципы традиционной и новой икебаны

Составляя икебану, следите за тем, чтобы не было накладывания листа на лист, цветка на цветок (задние срежьте). Должен быть акцент, его отсутствие возникает при слишком пропорциональной, равномерной расстановке элементов композиции в вазе или при наличии двухтрех одинаковых по силе (размеру) цветовых пятен.

Если цветки и ветки главные элементы композиции, тогда ваза должна быть скромной. Если главный элемент ваза, то скромными должны быть цветы и ветки.

Букет будет невыразительным, если между главными элементами одинаковое расстояние или в одном из главных элементов (например, в хикаэ и его дзюси) цветы будут стоять друг от друга на одинаковом расстоянии. Это создает впечатление монотонности. Кроме этого, впечатление силы, которое создается главными элементами, не должно быть одинаковым. Это и есть акцент, дающий букету выразительность.

Надо найти гармонию материала букета, вазы и места установки.

Используйте вдохновение для составления композиций неожиданных форм и ищите необычный материал, который может подсказать тему аранжировки.

Четыре основных правила для творчества: 1) Новизна (форма букета, материал, цвет); 2) Динамичность (линия); 3) Пропорциональность; 4) Гармония. Соблюдайте гармонию колера. Не употребляются вместе слабые листья (длинные, тонкие) и сильные цветы, так как составные части материала должны гармонировать между собой. Должна быть гармония вазы с материалом. Совершенный букет должен быть безукоризненным в трех отношениях линии, цвета и акцента (сгустка, пучка) из цветов, веток.

Глаз, рука и сердце составителя икебаны не должны быть всецело в плену у правил.

  • Реклама