загрузка...
Букеты из цветов  |  Расположение
Букеты из цветов

Цвет. Его значение в аранжировке

Эффект аранжировки в конечном счете зависит от цвета входящего в нее растительного и искусственного материала. Объясняется это тем, что человек, взглянувший на какойнибудь предмет, в первую очередь воспринимает его цвет, а уже потом форму. Цвет наиболее сильно действует на человека, так как воздействует на пассивно воспринимающий мозг. Что же касается восприятия формы предмета или композиции в целом, этот процесс требует активной организующей работы мозга.

Занимаясь аранжировкой растений, необходимо знать основные свойства цвета, такие как тон, насыщенность, яркость (светлота), а также учитывать эмоциональное воздействие цвета на человека.

Цветовые ряды

На основе главных цветов спектра желтого, красного, синего и зеленого, и промежуточных, производных цветов оранжевого, фиолетового, синезеленого и желтозеленого, была разработана шкала цветов, такназыва емая колориметрическая шкала. Она облегчает компоновку красок и, согласно ей, все цвета делятся на два цветовых ряда ахроматический и хроматический (в переводе с греческого языка слово хрома значит цвет).

К ахроматическим цветам относятся белый и черный со всеми промежуточными оттенками, являющимися производными от смешивания белого и черного, то есть все серые тона. Оттенки ахроматических цветов могут быть более светлыми или темными.

К хроматическим цветам относятся основные и производные цвета спектра, а также всевозможные оттенки, которые образуются в результате их смешивания и переходов от одного цвета к другому.

В свою очередь, хроматические цвета делятся на теплые, или активные, красные, оранжевые, желтые, и холодные, или пассивные, голубые, синие, фиолетовые. Переходом от теплых к холодным тонам является зеленый цвет, который играет большую роль при создании цветочных композиций. К теплым тонам относится его сочетание с желтым желтозеленый цвет, а к холодным тонам относится его сочетание с синим синезеленый цвет. Теплые тона называют активными тонами, так как они выступают вперед, что же касается холодных тонов, то они как пассивные отступают назад. Такие свойства необходимо учитывать при аранжировке цветов.

Характеристики ощущения цвета. Сочетаемость

Любой хроматический цвет имеет цветовой тон, насыщенность и светлоту, или яркость.

Основной характеристикой ощущения цвета считается цветовой тон, который определяется доминирующей длиной волны. В видимом спектре насчитывается около 130 цветовых тонов. Когда смешиваются излучения начала и конца спектра, образуется еще до 30 пурпурных тонов, различимых глазом человека.

Характеристикой степени хроматичности цветового тона является насыщенность. С ее помощью различается два цвета, имеющих один тон, но разную степень хроматичности. Насыщенность измеряется в процентах от насыщенности тонов спектра, которая равна 100%.

Светлота, или яркость, показывает общее между ощущением хроматического и белого цветов. Эта характеристика измеряется в процентах от яркости белого образца молочного стекла или магниевой пластинки, равной 100%.

Существуют правила благоприятных цветовых сочетаний. Дело в том, что глаз человека воспринимает сразу все цветовые тона, составляющие солнечный луч, но в том случае, если на него долго и сильно воздействовать только одним лучом спектра, глаз устает и стремится своими силами воспроизвести другие, недостающие цвета. К примеру, если человек долго смотрит на пятно зеленого цвета, то через какое-то время возникает ощущение, что вокруг этого зеленого пятна появляется ореол красного цвета. Именно на этом свойстве глаза и основаны правила благоприятных цветовых сочетаний.

В каждой паре цветовых тонов, которые как бы дополняют друг друга, находится одна из основных окрасок желтая, красная, синяя, и одна из дополнительных оранжевая, фиолетовая, зеленая. Возникновение дополнительных окрасок произошло из смешения основных: оранжевая возникла при смешении желтой и красной, фиолетовая при смешении красной и синей, зеленая при смешении желтой и синей.

Занимаясь аранжировкой цветов и стремясь получить благоприятные сочетания окраски растений, входящих в композицию, нужно цветы основной окраски размещать с цветами, имеющими окраску дополнительную, не содержащую в своем составе данной основной окраски. Удачно сочетаются растения красные с зелеными, синие с оранжевыми, желтые с фиолетовыми. Основные цвета синий, желтый и красный, между собой дают благоприятные сочетания.

Основываясь на сказанном выше, в композиции можно использовать растения шести основных и дополнительных хроматических цветов. В основном цветочные растения бывают не чистых спектральных окрасок, а их переходных оттенков. Поэтому их включили в цветовые круги, насчитывающие от 6 до 24 тонов. Конечно, количество цветовых тонов в видимом спектре гораздо больше их 150, но для работы аранжировщика достаточно и 24 тонов цветового круга.

загрузка...

В искусстве составления цветочных композиций пользуются большим цветовым кругом, предложенным немецким декоратором Оствальдом (рис.43а). Каждой цифре в этот круге соответствует свой цветовой тон: 1 лимонножелтый, 2 желтый, 3 золотистожелтый, 4 желтооранжевый, 5 краснооранжевый, 6 киповарнокрасный, 7 красный, 8 карминнокрасный, 9 пурпурнокрасный, 10пурпурнофиолетовый, 11фиолетовый, 12 синефиолетовый, 13 синеватофиолетовый, 14 ультрамариновый, 15 среднесиний, 16 синий, 17 васильковосиний, 18 бирюзовый, 19 цвет морской волны, 20 изумруднозеленый, 21 синезеленый, 22 среднезеленый, 23 хлорофилловый, 24 желтозеленый.

Букеты из цветов

Для цветочного круга существуют специальные шаблоны Оствальда, которыми нужно пользоваться для того, чтобы с помощью круга подобрать растения с благоприятным сочетанием окрасок, не режущих глаз. Сделать такие шаблоны просто. Нужно нарисовать шесть кругов того же размера, что и цветовой круг, но не делить их на 24 части, а сделать 2, 3, 4 прорези шириной, равной 1 части круга и расположенные так же, как показано на рисунке 436. Если готовые шаблоны вращать по цветовому кругу, в их прорезях будут обозначены гармоничные сочетания из 2, 3 и 4 цветовых тонов, которые можно использовать в аранжировке.

К примеру, два дополнительных цвета могут создать гармоничный контраст: лимонножелтый и синефиолетовый, пурпурный и синезеленый.

Букеты из цветов

Тройное гармоничное сочетание могут дать следующие оттенки: лимонножелтый, пурпурнофиолетовый и бирюзовый или карминнокрасный, синий и желтозеленый.

При тройных сочетаниях всегда используется один из цветов зеленого диапазона. Поэтому, если добавить зелень в несколько цветов, имеющих двойное сочетание, можно получить тройное сочетание цветов. При тройном сочетании два цвета могут быть равноценными, но один цвет может выступать доминантой композиции.

В дополнение к сказанному о сочетаемости цветов нельзя не упомянуть о созданной французским художником Э. Делакруа оригинальной теории цвета. Ее главным достижением стал треугольник основных цветов, который со временем трансформировался в круг контрастов (рис. 44). В нем представлено три основных цвета желтый, красный и синий, и три дополнительных, образованных двумя смежными основными цветами, оранжевый, фиолетовый и зеленый. Сочетания цветов могут быть трех типов:

Контрастные сочетания красок, находящихся в круге напротив друг друга;

Характерные сочетания красок, расположенных через одну зону круга;

Дисгармоничные сочетания красок, расположенных рядом по кругу.

Нужно помнить, что на фоне контрастного любой цвет воспринимается более насыщенным. В то же время близкие по тону цвета, которые расположены рядом друг с другом, нивелируют свою насыщенность.

Как уже говорилось выше, кроме цветового тона, существуют еще такие понятия, как насыщенность окраски и светлота, или яркость, которые также необходимо учитывать, создавая композицию из растений. При одинаковой насыщенности двух контрастных цветов человеческий глаз ощущает некоторое раздражение. Нужно, чтобы цветки одного из растений или сосуд, в котором они стоят, имели более слабую окраску. К примеру, всегда производит более приятное впечатление сочетание яркооранжевой купальницы с нежноголубыми колокольчиками, чем сочетание золотистых ноготков с темнофиолетовыми георгинами или с вазой того же цвета, которое раздражает глаз блеском и насыщенностью своих красок. Но в то же время, если в композиции есть растение ненасыщенного, вялого цвета, необходимо поставить рядом с ним такое растение, которое бы усилило ощущение насыщенности цвета первого растения. Для этого нужно помнить, что у бледнокрасного усилится насыщенность рядом с зеленым, у бледножелтого рядом с синим, у бледнофиолетового рядом с зеленым.

Цветовой тон и насыщенность отсутствуют у ахроматических цветов, необходимо помнить, что они имеют только светлоту, или яркость. Эти цвета вы легко найдете в солнечном спектре черный, белый, серый, и о них уже говорилось выше. Благодаря этим цветам возможно усилить или ослабить насыщенность растений одного цветового тона в аранжировке. К примеру, композиция может состоять из цветов одного вида: только из белых, голубых и темносиних колокольчиков или из гвоздик от бледнорозовой до темнокрасной окраски. В аранжировке могут использоваться и разные растения, имеющие различную насыщенность одного цветового тона. Например, композицию составляют из гвоздик, хризантем и гербер желтого цвета от бледного до коричневатого.

Фон также является немаловажным фактором при составлении аранжировки. Он влияет на цветовую гармонию, с его помощью можно оттенить красоту отдельного цветка или линии. Приятное цветовое сочетание образует фон серого, черного и белого цвета, но композиция из белых цветов пропадет на фоне светлой стены, а сухоцветы и некоторые сухие травы потеряются на сером фоне. Так что неудачно выбранный фон может испортить всю аранжировку.

В качестве фона для цветочной композиции может служить не только стена, но и плетение из лозы и соломки, драпировка из цветной ткани, деревянные или стеклянные панели.

  • Реклама