загрузка...
Букеты из цветов  |  Современные школы икебаны
Букеты из цветов

Расположение

Геометрическое построение цветочных композиций может быть основано на симметрии и асимметрии двух принципах построения живой и неживой природы. Симметричные аранжировки зрительно можно разделить на две равные части, в которых как зеркальное отражение одинаковы величина, форма и цвет (рис. 40 а).

Такая композиция производит впечатление строгости, уравновешенности и парадности. Что касается асимметричных аранжировок, то их нельзя разделить на две равные части. Эти композиции живописнее, свободнее и отражают естественный характер роста растений (рис. 40 б).

Букеты из цветов

Вариантов расположения растительного материала в аранжировках множество, и они могут быть как симметричные, так и асимметричные. И это видно из схем строения соцветий самих цветочных растений, которые можно взять за основу построения композиции. Примером могут служить колос гладиолуса, метелка сирени, зонтик укропа и др.

Форма

Форма букета зависит от нескольких факторов: назначение букета, характер цветов, форма и размер вазы, замысел аранжировщика. Букет может быть круглый, овальный, вертикальный, треугольный, серповидный, S и L образный (рис. 41).

Круглый букет нередко используется для оформления помещений к приему гостей, его составляют так, чтобы цветы можно было видеть со всех сторон. Перед тем, как сделать букет, цветы надо сгруппировать по размеру и линии стеблей. При составлении композиции прямой и длинный стебель ставят в центре, а более изогнутые по бокам.

Все цветы в круглом букете должны смотреть вперед, а не поворачиваться в глубь букета. Стебли растений не должны пересекаться друг с другом, чтобы не создавать своеобразного беспорядка в композиции. Зелень для аранжировки располагают как вокруг, так и внутри букета.

В центральной части такой круглой композиции нередко размещают крупные цветки округлой и шарообразной формы, такие как пионы, гвоздики, цинии, розы. Они, в свою очередь, придают шарообразную форму всей композиции. При использовании в круглом букете растений с нежной ажурной листвой и мелкими изящными цветками их соцветия располагают в верхней части ком позиции. Примером таких растений могут служить гипсофила, аспарагус, дрожалка, тысячелистник.

Букеты из цветов

При желании создать вертикальную форму букета рекомендуется использовать растения с соцветиями в виде колоса на прямом и жестком стебле. К таким растениям относятся: аконит, шалфей, гладиолус, дельфиниум. С их помощью можно составлять и овальные композиции, устанавливая растения не вертикально, а под небольшим углом, используя при этом большое количество зелени.

Более разнообразный ассортимент цветов можно использовать в букете треугольной формы. В этом случае высота создаваемого треугольника будет непосредственно зависеть от высоты самих растений. Чтобы составить приятную асимметричную треугольную композицию при числе цветов меньше двенадцати, нужно брать нечетное количество растений. Форму композиции помогут придать ветки туи, можжевельника, ивы, дуба.

В аранжировках S образной и серповидной формы большую роль играют травы, злаки, ветки кустарников и деревьев. Нужно отметить, что эти растения незаменимы в аранжировках асимметричных форм.

Объемность

Цветы и ветки в букете должны создавать впечатление объемности, многоплановости, избегайте расположения головок цветов в одной плоскости. Такой букет получится скучным и даст возможность видеть только первый ряд цветов. Чтобы полнее ощутить глубину композиции, рекомендуется одну или две веточки или цветка поместить в тыльной части композиции и наклонить их назад.

Букеты из цветов

Пропорции. В составлении букета важную роль играет соразмерность определенное соотношение частей между собой и целым, в данном случае между высотой или диаметром вазы, цветов над ней и всей композиции в целом. Эти соразмерности имеют свое название пропорции. Основой пропорции с древних времен считается золотое сечение. Эта пропорция возникает, когда линию делят на два неравных отрезка. В этом случае меньший отрезок относится к большему так же, как больший к целому. В аранжировке цветов это выражается в следующем соотношении 3:5=5:8, что означает: в композиции высотой в 8 частей 3 части составляет высота вазы, а 5 частей высота цветов над ней. Распишем эти соотношения подробнее:

высота букета: высота вазы 5:3

ширина букета: ширина вазы 5:3

общая высота: высота вазы 8:5.

Если для композиции вы используете низкую вазу, то вместо ее высоты в соотношении участвует диаметр. Если используете плоскую вазу, то самый высокий цветок, стоящий в ней, должен вдвое превышать длину или диаметр вазы. Указанные пропорции размеров человеческий глаз воспринимает с наименьшей затратой энергии, благодаря этому появляется ощущение гармонии (рис. 42).

загрузка...

Поверхность

При создании определенной композиции и особом подборе цветов обязательно должны учитываться особенности восприятия поверхности растений. Структура их поверхности может восприниматься жесткой или мягкой, матовой или блестящей, шероховатой или гладкой и т. п. Поверхности одних растений могут напоминать человеку шелк, бархат, парчу, других стекло, фарфор, металл.

Цветы розы, гвоздики, душистого горошка, плодовых растений имеют шелковистую поверхность. Их рекомендуется ставить в сосуды из стекла и фарфора. Бархатистую поверхность имеет листовая бегония, шерстистую стахис. С такими поверхностями удачно гармонируют вазы из неглазурованной керамики. Листва фикуса, камелий, антуриума имеет металлическую поверхность, для таких растений подходят металлические и фарфоровые сосуды. Фарфоровая поверхность у цветков тюльпана, цикламена, орхидеи, нарцисса, ландыша. Эти растения рекомендуется ставить в стеклянные и фарфоровые сосуды.

Масса

Цветы в аранжировке могут быть представлены в единичном виде или в массе. Существуют цветы, сами по себе производящие впечатление, поэтому их можно использовать в виде одиночного растения. Эффектно, выразительно и элегантно выглядят розы, гвоздики, орхидеи, антурии. Размещают их так, чтобы они возвышались над другими растениями. Такие цветы можно собирать и в малые группы. Малые группы также можно делать из тюльпанов, нарциссов, цикламенов. Немногочисленные группы могут составлять флокс, дельфиниум, георгины, гладиолусы, подсолнечники, початки рогоза и кукурузы, хризантемы, ветки с плодами или листьями, потому что эти растения отличаются крупным размером или имеют много цветков и ярко окрашены. Ставить их лучше в глиняные горшки или керамические вазы.

В массе или в пучках красиво смотрятся многие летники и двулетники, среди которых: бархатцы, маргаритки, анютины глазки, ноготки, незабудки; мелколуковочные: мускари, пролеска, сцилла; почвопокровные: камнеломка, седум, печеночница. Хорошо выглядят в массе астры, космеи и, конечно, луговые цветы. Выполняя аранжировки из большого количества таких цветов, мелкие располагают под высокими растениями. В том случае, если композиция состоит из нескольких масс разнообразных цветов, внимание аранжировщика должно быть сосредоточено на их гармоничном или контрастном сопоставлении.

Контраст

В аранжировке контраст используется как излюбленный прием, который способен придать необычный эффект и эмоциональность цветочной композиции.

К примеру, контраст можно создать, расположив рядом с массой цветов или с крупным листом изящные тонкие растения изогнутых форм. Эффект контраста достигается, когда в одной композиции с листом глянцевой поверхности соседствуют опушенные растения, с замысловатыми цветами и ветками строгие классические растения, с темной спокойной зеленью светлые пятнистые листья.

Свет

При аранжировке растений необходимо принимать во внимание условия освещения и их влияние на восприятие цвета, особенно если композиции создаются для украшения комнат, витрин и интерьеров общественных зданий. Ведь на восприятие цветочной композиции сильно влияет освещенность.

Доказано, что при ярком солнце притупляется способность различать цвета, особенно это касается таких теплых тонов, как красные и оранжевые. В средней полосе глаз человека различает больше оттенков, чем на юге. Человек днем максимально чувствует красные тона, а в сумерках синеголубые. В это время суток сначала потухает и сереет красный цвет, затем желтый, потом зеленый, но синий цвет не сереет и не темнеет, а, напротив, становится светлее и ярче.

В помещении при разном освещении цвет тоже ведет себя поразному: при газовом освещении бледнеет, при свече краснеет, при электрическом свете, близком к дневному, отклонения зависят от интенсивности света. Самое сильное влияние на изменение окраски имеет цветной искусственный свет. При красном освещении белый цвет кажется тоже красным, при зеленом свете красный кажется коричневым, при синем фиолетовым. Оранжевый цвет при зеленом свете кажется желтым, при красном краснооранжевым, при синем коричневым.

А вот в темноте могут светиться сами растения. Этим свойством обладают известные всем герань, настурция, красная лилия, вербена.

Итак, знание основных элементов композиции и умение их правильно применять в аранжировке растений помогут достичь гармонии в их составлении даже при наличии небольшого количества используемого материала. Ведь теперь вы сможете выбрать те элементы, которые наиболее подходят друг к другу, а не превращать композицию в груду неподходящих цветов, коряг, веток и другого декоративного материала. Вспомните одно мудрое изречение: Выразительность скупа, а все лишнее безобразно.

  • Реклама