загрузка...
Букеты из цветов  |  Общие варианты аранжировок
Букеты из цветов

Современные школы икебаны

В Японии в наше время насчитывается более трех тысяч школ и направлений. Среди них сохранились старые школы, строго придерживающиеся древних канонов, школы рикка, сека и т. д. Другие школы намного упростили и разнообразили приемы и содержание икебаны, дали больше свободы аранжировщику для самовыражения. Среди таких школ можно назвать такие как чока, корю, неджера, нисе, сейворю, экэнобо, риусейха и др. Несмотря на то, что в каждой школе есть свои правила создания икебаны, у всех школ есть и общие черты в них главенствуют основные стили. Первый стиль морибана, в котором композиции составляются в плоских вазах, на кензанах, нередко на водной поверхности; и второй стиль нагэире, композиции в котором выполняются в высоких цилиндрических вазах.

Основные элементы композиции букета

Искусно составленный букет это довольно сложная и кропотливая работа, в результате которой рождается маленькое произведение искусства. Только такой букет способен наиболее полно раскрыть природную красоту самих цветов в сочетаниях их многообразных форм, красок и размеров. Оформление букетов означает рациональное размещение и соответствующую развитию растений обработку цветов. При этом цветы и сосуд должны образовывать единое целое и должна по возможности проявляться красота формы и окраски каждого цветка. Создать красивую цветочную композицию не так просто, для этого нужно знать основные правила ее построения. Во всех видах изобразительного искусства существуют законы композиции, главные из них должен знать любой начинающий аранжировщик, желающий создать удачную композицию. Ниже мы приводим основные правила и приемы:

Правильное расположение, сочетание и соотношение цветов, зелени и вазы по размеру, форме и цвету;

Простота композиции, экономное использование основного и вспомогательного материала, естественное, асимметричное размещение растений разной высоты в вазе;

Четкость и выразительность линий, образуемых растительным материалом;

Использование, помимо цветов, трав, ветвей, плодов, коряг, камней и др.;

Соответствие аранжировки интерьеру и назначению;

Соблюдение масштаба и других основных выразительных средств композиции пропорции, равновесия, контраста, акцента и др.

Безусловно, сложная аранжировка из разнообразных цветов, злаков, листьев, веток, коряг подразумевает знания основных элементов композиции и их правильного использования. К ним относятся: точка, линия, расположение, форма, объемность, пропорции, поверхность, масса, контраст, свет, освещение, акцент, равновесие и др. Остановимся подробнее на некоторых элементах.

Точка

В любой композиции должен быть элемент, который называется фокусной точкой, центром внимания, доминантой. Такая точка берет на себя главную важную и эффектную часть всей композиции. Точка не имеет направления, но может быть центром притяжения взгляда. В аранжировке такой фокусной точкой может быть красивый цветок или целая их группа, привлекательные своей формой или окраской, а также пучок травы, крупный лист, необычное сочетание растений по форме и цвету. И в то же время такая точка не должна быть выразительной сверх меры, чтобы не потеряла эффект композиция в целом, чтобы один элемент композиции не отвлек внимания от других ее частей.

Пиния

Именно линией композиция отграничивается от окружающего пространства, поэтому от этого элемента зависит ее форма. Линия имеет направление, и кажется, что она движется и живет. При виде разных линий у человека возникают и разные чувства. К примеру, горизонтальная линия в аранжировке создает ощущение спокойствия, фундамента, земли, выражает плоскость, холод. Что же касается вертикальной линии, то она создает ощущение радости, праздника, восходит к свету, солнцу, выражает высоту и тепло. По разному воздействуют на человека наклонные линии. Поднимающиеся вверх слева направо, вызывают активность, ощущение взлета, подъема. Линии, опускающиеся вниз слева направо, вызывают пассивность, ощущение печали, скорби.

Зная возможности разных линий, можно с их помощью сделать аранжировку динамичной, придать ей определенную скорость. Линия, вертикально падающая, дает ощущение ускорения, поднимающаяся ощущение замедления. Движение линии слева направо всегда кажется более быстрым, чем справа налево.

Придать аранжировке определенный характер может помочь правильно выбранная линия. Необходимо только помнить, что линия бывает легкой и взвивающейся, извилистой и волнообразной, напряженной и зажатой, жесткой и нервной. Выходящие под разными углами из одной точки наклонные линии дают ощущение остроты, громкости, но в том случае, если они имеют одинаковую длину и как бы замкнуты в круге дают ощущение мягкости. В букете бидермейер используется именно это свойство линий.

Требуют к себе внимания и падающие линии. Если вы хотите включить их в аранжировку, постарайтесь, чтобы их концы поднимались и не создавалось тягостного ощущения обреченности. Ампельные растения тоже нужно подбирать с поднятыми кончиками, чтобы композиция внушала надежду.

загрузка...

Символом тяжелых условий жизни может быть воспринята разорванная линия из грубой ветки. А наклонная линия из ветки с набухшими почками выражает плодородие, изобилие, силу и спокойствие. О возможностях этих линий нужно помнить, вовремя их заметить и, конечно, постараться удачно использовать в создаваемой аранжировке.

Создать определенный образ композиции нередко помогают сами растения. К примеру, если вам нужен образ бесконечного, можно использовать аконит, наперстянку, дельфиниум, вербаскум, сансевьеру и др. Эти растения создают почти перпендикулярные, устремленные вверх линии. Но, чтобы они не потеряли свой образ и красоту, не закрывайте их другими растениями они нуждаются в свободном пространстве.

Если вам нужно получить в композиции линии роста, стремящиеся ввысь и расходящиеся в конечной точке в разные стороны, используйте лилии, амаралис и стрелиции. Эти растения рекомендуется помещать в середине букета, чтобы над ними и вокруг было достаточно пространства. Их главная часть стебель, он должен обязательно оставаться на виду, его нельзя закрывать и укорачивать. Только в этом случае благородные формы цветов будут в выигрыше.

Взвивающиеся вверх и в стороны линии роста имеет тюльпан, гербера, фрезия, гвоздика, форзиция, хлорофитум и многие травы. Используя эти растения в аранжировке, вам удастся получить диагональ, разделяющуюся на две части: горизонтальную, символизирующую уходящее к закату солнце, и вертикальную, символизирующую полдень. Тот или иной характер аранжировки зависит от угла наклона диагонали.

Если говорить непосредственно об особенностях некоторых растений, можно отметить, что юкка и кордилина дают лучеобразно расходящиеся линии роста; такие лианы, как клематисы, плющи, актинидии, дают извилистые, волнистые и причудливые линии; традесканция, аспарагус и другие ампельные растения образуют ниспадающие линии и нередко являются посредником между растениями и сосудом.

Эталоном красоты и изящности при составлении цветочной композиции является так называемая линия красоты. Это S образно изогнутая линия, созданная английским художником XVIII века У. Хогартом. Он обнаружил эту линию в цветах и в других формах, служащих украшением, к примеру, в корсетах.

  • Реклама