загрузка...
Бромелии  | 100 видов бромелиевых для любительского цветоводства
Бромелии

Несколько итоговых советов любитнлям комнатного цветоводства

В этой главе книги читатель не найдет прямых рекомендаций, которым он обязательно должен следовать в своей практике комнатного цветоводства - комнатные условия, условия жилых помещений, возможности цветоводства столь же различны, как и его индивидуальные вкусы и интересы. Нам предстоит беседа на различные и интересные темы любительского садоводства, к которым мы привлекаем читателя, рассчитывая, конечно, что он достаточно подготовлен к увлекательной работе по выращиванию бромелиевых в своем доме.

Существует две группы коллекционеров. Одни собирают монеты, марки, т.е. неживые предметы, не требующие особого ухода. Но есть другая группа любителей -э то натуралисты, для которых главное - создание уголков природы, сюда относятся в первую очередь любители растений. Сейчас в нашей стране они составляют огромную армию энтузиастов ботаников-опытников. Многие из них объединены в общества, например любителей орхидей, кактусов, фиалок и т.д., но еще больше начинающих и увлеченных любителей работают сами по себе, получая информацию от таких же, как и они, начинающих садоводов.

Всегда возникает вопрос: для чего и с какой целью вы выращиваете растение у себе дома? А мы пойдем и дальше - для чего и зачем вы будете выращивать бромелии? Ради простого интереса к экзотике? К необычности? Но ведь этот интерес может обойтись очень дорого - и не столько потому, что погибнут растения, сколько цветовод потеряет уверенность в своих силах.

Для чего же выращивать растения в жилых помещения? Обратите внимание, кстати, что в сельских местностях, на подоконниках в деревянных домах, гораздо чаще встречаются (если не обычно), чем в городе, горшки или плошки с растениями... В чем же дело?

Тяга, неудержимая тяга к растениям - это природное качество человека, определяемое неудержимым стремлением к красоте, цветам, зелени, а в комнатных условиях -" удержание" постоянного лета в своем доме. Это стремление существовало в веках; со временем выработался ассортимент "оконных" растений - кто же не знает алоэ, "ваньку мокрого", надоедливые традесканции... И вот началась новая история комнатного цветоводства. Оно становится массовым движением, объединяющим людей разных возрастов и профессий любовью к растениям, не только украшающим наш быт, но и улучшающим среду труда и отдыха человека.

Хорошо известно, что все растения обогащают воздушную среду кислородом в ночное время и почти все выделяют вещества - фитонциты, уничтожающие болезнетворные микроорганизмы. Это их свойство позволяет улучшить среду общественных и производственных помещений. Что же касается декоративных качеств растений, то их положительное влияние на человека общеизвестно: они не только украшают нашу жизнь, но и воспитывают в человеке чувства бережного отношения к природе. С этой точки зрения, представители семейства бромелие-вых, или ананасных, заслуживают того, чтобы им было отведено достойное место в комнатном цветоводстве.

Об их преимуществах - высокой декоративности, разнообразии форм и окраски листьев и соцветий, устойчивости к обычным комнатным условиям, вредителям и болезням и т.д. - мы уже говорили на предыдущих страницах. К этому следует добавить, что бромеливые в отличие от многих так называемых комнатных растений исключительно органично "вписываются" во внутреннюю обстановку современных жилых помещений. Среди них можно найти виды, которые пригодны для культуры практически в любых помещениях, но только в том случае, если при подборе растений и при их размещении будут проявлены хорошие знания и вкус.

Наш опыт показывает, что здесь будет уместно дать любителям некоторые советы, которые существенно облегчат их практическую работу.

Необходимым и важным этапом работы цветовода-любителя является подготовка земельных смесей и емкостей для выращивания растений.

Земельные смеси, которые применяются при выращивании бромелиевых, имеют различный состав, но включают в качестве основных компонентов дерновую землю, листовую землю, перегной, торф, корни папоротников, кору хвойных, сфагнум. Все эти компоненты должны быть подготовлены заблаговременно, тем более, что они легко доступны даже для жителей умеренной зоны.

Дерновую землю готовят из измельченного лугового дерна. В весенне-летнее время нарезают слои дерна, укладывают его пластами, периодически поливают и выдерживают в таком виде в течение 1-1,5 лет, после чего она готова к употреблению.

Листовая земля готовится из полуразложившейся листовой подстилки широколиственных деревьев. Поздней осенью листья собираются в небольшие уплотненные кучки, увлажняют их, перелопачивают. Такая земля готова к употреблению после полного перегнивания листьев. Перегной получается при полном перегнивании коровьего или конского навоза.

В комнатном садоводстве используют так называемый верховой торф, отличающийся бурой окраской. Торфяные участки, пригодные для заготовки этого компонента, нетрудно найти на высоких болотах. Верховой торф может быть заменен имеющимся в продаже субстратом "Фиалка" в цветочных магазинах, который имеет ряд преимуществ, так как он содержит минеральные добавки.

загрузка...

Сфагновый мох, корни папоротника, хвойную кору нетрудно собрать в лесу и сохранять в отдельных емкостях в измельченном состоянии. Для земельных смесей применяют хорошо промытый песок, мелкий керамзит, древесный уголь и измельченные синтетические заполнители (пенопласт, полистерол и др.).

Теперь несколько слов о емкостях. Чаще всего в комнатном цветоводстве используют обычные цветочные горшки, керамические или реже пластмассовые. Следует иметь в виду, что для бромелиевых пригодны в основном горшки небольших размеров, емкость которых определяется по диаметру их верхней открытой части. Из других емкостей, которые понадобятся для выращивания броме-ливых и создания композиций, потребуются керамические (не глазурованные) плошки, деревянные ящики различной конфигурации, небольшие корзины и т.д. В этом случае любители могут проявить свою изобретательность, изготовить и отобрать такие из них, которые будут соответствовать общему оформлению помещений, но ни в коем случае не снижать декоративный эффект самих растений.

Прежде чем приступить к выращиванию растений, необходимо определить места в комнате, на которых могут быть размещены растения и оценить их обеспеченность светом. Для этих целей пригодны подоконники, свободные стены, пристенные участки, где могут быть размещены небольшие стеллажи, подставки с тепличками и коряги, эпифитные штамбы и т.д. Желательно, чтобы растения располагались возможно ближе к источнику света и дальше от батарей отопления.

Следует предусмотреть также возможность подогрева субстрата, подсветки электрическими лампами и полива без нарушения режима помещения (последнее может быть обеспечено устройством металлических поддонов-корытец, куда бы стекала излишняя влага). После того как проведена эта предварительная работа, можно перейти непосредственно к подбору растений для комнатной культуры.

Если говорить о бромелиевых с точки зрения декоративности, то их можно условно разделить на несколько групп: 1) виды, декоративность которым придают листья (виды родов эхмея, бильбергии, криптантус, вриезия и др.); 2) виды, декоративность которым придают соцветия (виды родов бильбергия, эхмея, диккия и др.); 3) виды, сочетающие оба качества (виды родов эхмея, бильбергия, неорегелия и др.); 4) виды, розетки которых напоминают своей формой причудливые орнаменты, морских животных (виды родов криптантус, фостерелла, тилландсия); 5) виды с необычным, даже для бромелиевых, обликом. Сюда относят некоторые тилландсии ("голова медузы", бульбовая и др.), ортофитумы, акантостахис, которые по своей конструкции напоминают либо свисающие гирлянды, раскидистые "фонтаны" из листьев, жгутовидные переплетения и т.д.

К каждому из представителей перечисленных групп требуется особый подход как при его выращивании, так и размещении внутри помещений.

Наиболее простой прием озеленения - это выращивание одиночных растений в различных емкостях. В этом случае приходится руководствоваться индивидуальным вкусом цветовода-любителя, который может выбрать интересные для него растения среди видов, описанных на предыдущих страницах этой книги.

Однако в некоторых случаях такой прием обязателен, это тогда, когда его внимание останавливается на растениях 4-й и 5-й групп. Эти растения, обладая особенно высокими декоративными качествами и необычностью формы, достаточно эффекты сами по себе и совершенно не нуждаются в дополнительном оформлении. При размещении этих растений внутри помещения следует исходить из их биологических особенностей, но обязательно предусматривать возможности простого доступа к ним. Напомним, что среди растений этих групп имеются и эпифиты (например, тилландсии, гузмании, вриезии), которые с успехом можно использовать в пристенном озеленении. Для этого предварительно изготавливают и устанавливают близ стен деревянные решетки, где на различных уровнях размещают деревянные или соломенные корзинки, заполненные нужным субстратом и высаживают в них растения. Для этих же целей часто используют высохшие части спилов деревьев, коряги с предварительно очищенной поверхностью. Эти, так называемые эпи-фитные, штамбы укрепляют на пристенных решетках, а в развилинах устраивают "гнезда" для растений из субстрата, обернутого плотными слоями мха-сфагнума.

Сложнее обстоит дело, если предполагается выращивать бромелиевые из других групп. В этом случае достаточно эффектны отдельные экземпляры растений с красочными соцветиями, яркими, необычными листьями и т.д. Для них пригодны самые различные емкости - керамические и пластиковые горшки, плошки; нужно только учитывать, чтобы емкости своими размерами не подавляли декоративности растений. Конечно же, и в этом случае размещение растений в помещении должно определяться спецификой их отношения к свету, температуре и влажности.

Наряду с выращиванием бромелиевых одиночными экземплярами (горшечная культура) очень часто практикуется создание из них различных композиций, и вот в этом случае любители, как правило, испытывают немалые трудности. Главное требование к любым композициям растений - это их гармоничное сочетание. В идеальных случаях, как это мы можем видеть в ботанических садах, искусственные композиции растений должны быть как бы моделями природных сочетаний растений. Например эпифиты должны размещаться в кронах деревьев или кустарников на различных уровнях. Непосредственно под кронами деревьев или вблизи от них располагают группы теневыносливых кустарников, лиан, травянистых растений, а там, где деревья и кустарники не затеняют поверхности, выделяют место для травянистых растений, в том числе и бромелий. Такие модели естественных групп растений создать в условиях относительно небольших по площади помещений не представляется возможным, поэтому цветовод-любитель вынужден идти по иному пути.

Первое, на что следует обратить внимание, - это размеры площадей, которые можно выделить в комнате для композиций. От этого во многом будет зависеть подбор растений и приемов их сочетаний. Нужно учитывать и размеры самих растений и их декоративное назначение. Иначе говоря, цветовод-любитель должен поставить перед собой вопрос: какую сторону жизни растений или какие их индивидуальные качества он хочет подчеркнуть в создаваемых им композициях. Например, если любитель задумал демонстрацию сочетания эпифитных и наземных бромелиевых, то в основании эпифитных штамбов могут быть высажены высокорослые наземные бромелий с эффектными соцветиями и листьями. Бывают случаи, когда любителя интересует разнообразие формы и окраски листьев или соцветий, или он ищет способ создания таких композиций, в которых цветение одних видов сменило бы цветение других, возможно более продолжительное время года. В таких случаях мы можем рекомендовать вновь обратиться к описаниям бромелиевых (глава V) с тем, чтобы выбрать среди них виды с нужными признаками и свойствами, виды, различающиеся по времени цветения, внешнему облику и т.д.

Но этого еще недостаточно. Для совместного выращивания в композициях пригодны далеко не все виды, а только те из них, которые, по-разному используя условия среды, способны к сосуществованию. И это не все: большое значение, особенно для комнатного озеленения, имеют размеры самих растений; композиции из одних высокорослых растений или плотные посадки низкорослых существуют обычно короткое время, тогда как долговре-менность - это одно из ведущих требований к композициям. Всегда нужно искать оптимальное сочетание растений, и в этом отношении могут быть рекомендованы следующие приемы. Если ставится цель создать композиции из одних бромелиевых, то не рекомендуется для этого увлекаться массой растений. Достаточно в небольшие емкости высадить несколько экземпляров, например нидулариумов, либо эхмей, или бильбергий, высадить так, чтобы растения не касались и не затеняли друг друга, и покрыть поверхность слоем мха сфагнума, чтобы получить достаточно эффектную и законченную композицию. Здесь можно использовать растения как одной высоты, так и разномерные, размещая на дальнем плане крупные растения, а мелкие - на переднем. Известны и другие приемы композиций растений, среди которых чаще всего применяют сложные сочетания бромелий с другими растениями. Небольшие наземные бромелий, например диккии, прекрасно сочетаются с кактусами, агавами и другими суккулентами, но только такими, листья которых по своему облику и форме отличаются от этих бромелий. В противном случае композиции будут выглядеть монотонно и бромелий, составляющие их основу, просто затеряются. Всегда нужно стремиться к тому, чтобы второстепенные фоны, будь то живые растения, предметы, конструкции, емкости, не подавляли декоративности бромелий, а подчеркивали их своеобразие и экзотичность, поэтому эпифитные штамбы с бромелиями следует располагать у стен с нейтральной, однотонной окраской. Совершенно недопустимо использование яркоо-крашенных емкостей - они должны быть также однотонными и не бросаться в глаза.

Бромелий, столь разнообразные по своему внешнему облику, дают широкие возможности цветоводам-озеленителям для художественного творчества в создании оригинальных композиций, не нуждающихся в искусственном оформлении. Опытный цветовод-декоратор, разумно используя индивидуальные декоративные качества этих растений, может создать композиции по своему вкусу и таких высоких декоративных достоинств, что с ними никак не смогут сравниться обычные композиции традиционных комнатных растений. Важно только то, чтобы сочетания растений не были произвольными и основывались бы на отчетливом знании биологических особенностей растений и были легко доступны для повседневного ухода.

У цветоводов-любителей, не только начинающих, но и уже опытных, всегда возникает вопрос: как по внешнему облику определить видовую принадлежность растения, которое попало ему в руки впервые, и, что не менее важно, как заранее предвидеть, какие условия будут для этого растения наиболее благоприятны. Чтобы облегчить эту задачу, ниже приводится таблица ориентировочных характеристик бромелиевых, описанных в предыдущей главе. Авторы попытались максимально упростить описание признаков отдельных видов, избрав из них те, которые бросаются в глаза и могут быть руководящими при устройстве композиций и их размещении. Чтобы упростить пользование приведенной таблицей, необходимо сделать некоторые разъяснения: в графе второй условно обозначены размеры растений - крупные, средние, небольшие, что соответствует высоте растений от 90 см и выше, от 30 до 90 см и до 30 см; в шестой графе отношение растений к свету указано следующим образом: полное солнце - растение требуют полного освещения весь световой день, неполное солнце - растение требует полного освещения не менее 6 ч., рассеянный свет - допустимо 4-часовое освещение, затенение - при ограниченном освещении необходимо полное освещение в течение 2 ч.

  • Реклама