загрузка...
Выращивание растений без почвы  |  История изучения питания растений
Выращивание растений без почвы

Развитие методов выращивания растений без почвы

Зола, образующаяся при сжигании растений, т. е. те соли, которые поглотило растение из почвы (за исключением азота), имеет сложный состав. Некоторые соли попадают в нее случайно, несмотря на свойственную растениям избирательность при их поглощении. Для выявления роли отдельных зольных элементов в жизни растений пришлось поэтому проделать огромную кропотливую работу, в которую включились ученые всего мира. Для подобных опытов [растения выращивались в платиновых опилках, в прокаленном и промытом дистиллированной водой кварцевом песке или в другом химически инертном материале в который вносились различные соли. Эти опыты позволили устанавить, что для питания растений абсолютно необходимы азот и сера, калий, кальций, магний и железо, и они не могут быть заменены другими веществами. И насколько важен азот,, поглощаемый растениями в относительно больших количествах,. настолько же важно и железо, хотя количество его, нужное растению, в сотни и даже в тысячи раз меньше.

Выращивание растений на твердом инертном субстрате вместо почвы далеко не всегда удовлетворяло исследователей. Эти? субстраты давали некоторое количество растворимых веществ. (песок), были очень дороги (платиновые опилки) и не позволяли производить точных наблюдений за динамикой поглощения отдельных питательных элементов. Гораздо легче оказалось работать с жидкой средой, с растворами питательных солей. Воду можно было легко очистить, а ^питательный раствор в любой момент измерить, взять из него определенный объем для анализа и простым пересчетом установить количество поглощенных веществ.

Водная культура растений явилась поэтому новым шагом. вперед на пути изучения питания растений. Одними из первых. исследователей, освоивших этот новый метод выращивания растений, были немецкий ботаник. Сакс (Sachs, 1882) и агроном Кноп (Кпор, 1868). Задача оказалась трудной. В течение 9 лет Кнон испытывал различные комбинации солей, и только в 1868 г. ему удалось получить положительные результаты — вырастить растение в таких необычных условиях из семени до полного созревания. С этих пор физиологи и агрохимики всего мира не прекращают пользоваться методом водной культуры в своих. опытах.

Применение -водной культуры и особой высокой очистки питательных солей позволило уточнить число питательных элементов, необходимых для растений, их оказалось значительно больше, чем думали раньше. Эти дополнительные питательные элементы, необходимость которых обнаружена в последнее время носят название микроэлементов. Этот термин применяется потому, что количество их, необходимое для нормального развитие растений, чрезвычайно незначительно. К числу микроэлементов„ без которых не может развиваться большинство растений, относятся, в частности, марганец, бор, цинк, медь и молибден.

В России большое внимание водным культурам растений уделял знаменитый исследователь фотосинтеза К. А. Тимирязев, (1948), который впервые для пропаганды научных основ минеральной теории питания растений организовал в 1896 г. на Нижегородской ярмарке широкий показ опытов по выращиванию растений на водных растворах солей.

Продолжателем дела, начатого К. А. Тимирязевым по насаждению вегетационного метода в России, были акад. Д. Н. Прянишников (1952) и его школа, сделавшие вегетационный метод орудием углубленного познания проблемы минерального питания растений. Многолетние работы Д. Н. Прянишникова внесло много нового в понимание процесса зольного питания и особенно азотного обмена у растений. Они значительно углубили и дополнили положение Буссенго о сравнительной ценности аммиачного и нитратного азота для питания растений.

  • Реклама