загрузка...
Композиции с берестой  | Изучение приемов аппликации из бересты
Композиции с берестой

Как сделать аппликацию из бересты

Как сделать аппликацию из бересты Одним из величайших и действенных факторов в искусстве является недосказанность. Тонкие пластины бересты могут прекрасно работать на идею недосказанности. Кроме того, береста помогает получить размытые контуры предметов, эффект импрессионизма в работах определенных жанров.

Что же касается контрастности картин, то этого с помощью бересты добиться трудно.

П од контрастностью понимается сопоставление хроматических площадей картин по принципу дополнительных цветов или противопоставление светлых площадей темным (очень часто в соотношении 1:2), холодных тонов теплым, рисунка тону.

В работах из бересты контраст ослаблен, иногда он варьируется вплоть до сближения тонов.

Техника и последовательность наклеивания бересты в пейзаже определяются рисунком. Вначале закрепляются тонкие пластины, изображающие воздух; всё последующие фрагменты картины клеятся частями по мере приближения их к зрителю. Желательно каждый более-менее значительный элемент работы запрессовывать отдельно.

Аппликация из бересты является видом декоративно-прикладного искусства, но ее исполнитель возлагает на себя задачи не ремесленника, а художника. При этом художественные возможности мастера значительно сужены по сравнению с работой красками. Интересно, что ограниченность цветовой палитры в бересте иногда позволяет найти интересные решения, а родственные цвета коры березы помогают выдержать общие тон, цветовой строй картины.

Творческий рост мастера при этом предполагает эксперимент, обращение к необычным сюжетам. Таким сюжетом может быть натюрморт.

Каковы особенности выполнения натюрморта из тонких пластин бересты? Что здесь нового по сравнению с выполнением пейзажа?

Прежде всего, выберите бересту для фона картины. Этот материал должен быть тонким, без ярких штрихов, гармонично входящим в общий колорит натюрморта. Наклейте выбранные тонкие пластины на жесткую основу и положите работу под пресс. После полного высыхания клея можно приступать к рисунку букета. Если вы ставите перед собой задачу изобразить стеклянный сосуд, то для этой цели понадобятся абсолютно прозрачные пластинки бересты (взятые с верхних слоев коры березы во время движения сока). Цветы в Осеннем букете выполнены из внутренних слоев коры березы (они получаются при расслаивании, о чем было сказано ранее). Чтобы подчеркнуть глубину рисунка, понадобится темный материал; удобнее всего получить его, обжигая пластины над огнем свечи.

Если условно говорить о степени сложности работ различных жанров, то для аппликации из бересты этот ряд будет выглядеть так: пейзаж, натюрморт, жанровая сценка. Изображение жанровой сценки требует предварительного рисунка в карандаше и далее очень внимательной работы с тонкой берестой. Вы сможете проанализировать некоторые элементы работы: фон должен быть мягким, деревья на переднем плане выполняются из достаточно толстых пластин верхнего естественного окраса. Самый сложный - центральный фрагмент композиции - часть лица девушки. Этот элемент лучше всего выполнить отдельно на листе очень тонкой бумаги. Наклейте на бумагу пластинку бересты, сделайте на ней карандашом рисунок лица, затем этот рисунок постепенно усиливайте тонкими пластинками бересты. Вполне возможно, вам придется выполнить несколько вариантов работы на бумаге. Выберите, на ваш взгляд, лучший, вырежьте его по овалу лица и приклейте в нужную часть плоскости картины. После этого можно выполнить обрамление лица. Особенно удачными выглядят жанровые сценки, сделанные на сплошной пластине коры березы; мягкое излучение картины усиливает колорит сюжета. Необычной для аппликации из бересты выглядит работа Старые дома. В этой картине применена только кора березы из валежника, богатая по колориту и достаточно толстая. Подгонка и стыковка таких пластин выполнены с помощью очень острого ножа. Готовая работа в течение 2-3 суток должна находиться под прессом. Неровности материала можно удалить с помощью острой стамески. Окончательная обработка - прогладить всю поверхность картины горячим утюгом через чистый лист бумаги.

Совершенно выглядят работы, в которых сочетается кора березы с растительным материалом. Образцом высокого мастерства и тонкого вкуса являются, например, произведения японца Мичико Сугино .

Картины, где применяется сочетание бересты и растительного материала, надо помещать под стекло, чтобы защитить растительный материал от прямых солнечных лучей и влаги.

В качестве эксперимента можно выполнить аппликацию из бересты на пластине коры дуба (если рельеф этой коры не очень объемный). Для такой работы могут понадобиться пластины бересты различной толщины, но одинаково гибкие, эластичные.

  • Реклама