загрузка...
Композиции с берестой  | Сбор, обработка и хранение материала
Композиции с берестой

Изучение приемов аппликации из бересты

Изучение приемов аппликации из бересты Как это делается? В значительной степени это зависит от того, что вы задумали сделать из пластин бересты. Мы применяем достаточно разнообразные приемы аппликации. В самом общем виде это разнообразие характеризуется мерою соединения ручного труда и особенностей природного материала. Вся плоскость работы здесь сплошной кусок коры березы, взятый из валежника. На этой пластине мастером выполнены только две детали : бабочка и свеча. При этом свеча сделана из верхнего темного слоя коры, снятого острым ножом. Тонкими пластинками бересты остается только изобразить пламя. Рисунок бабочки требует внимания и кропотливого труда. Это изображение выполнено также с помощью тонких пластин различных цветов (красители не применялись). Над крупными штрихами по бересте (они называются чечевичками) можно как бы прорисовать небольшие пятна (с помощью острого предмета снять верхний слой). Таким образом получаем имитацию горящих свечей, расположенных на дальнем плане.

Работа Самба мотылька выполнена с максимальным использованием нетронутого природного материала.

Более сложной работой с применением коры березы из валежника является Портал старой Риги .

Обратите внимание, как используется в работе фактура коры, ее рисунок, направление штрихов бересты, ее толщина.

Дальний план работы выполнен из очень тонких пластин. Они наклеиваются на жесткую основу (лучше всего ДВП) клеем ПВА. Излишки клея, проступающие через или между пластинками, надо снять незамедлительно с помощью влажной хлопчатобумажной ткани. Чтобы береста приклеилась равномерно, необходимо положить готовый фрагмент работы под груз или прогладить его через бумагу слабо нагретым утюгом.

По тонкому фону работы далее проклеивается контур дерева, расположенного между домами. Эта часть рисунка выполнена с помощью бересты, обожженной над пламенем свечи. Возьмите тонкую пластину коры березы и подержите ее над горящей свечой. По пластине пойдут коричневые разводы самых причудливых форм. Аккуратно вырежьте эту графику и приклейте ее сверху ранее закрепленных пластин бересты. Все остальные фрагменты работы выполнены с учетом фактуры материала. Особое внимание следует обратить на то, как работают в рисунке штрихи бересты. Они могут располагаться вертикально, горизонтально, под различными углами к горизонту. Такое расположение материала должно определяться вашим представлением о естественном расположении изображаемых предметов (например, кладка дома - горизонтальное расположение штрихов; крыша - под углом к горизонту и т.д.).

Богатая фактура и рисунок материала из валежника достаточно точно передают особенности старых построек древнего города.

Кора березы из валежника не бывает очень тонкой, к тому же здесь трудно подобрать материал одинаковой толщины. Поэтому его приклеивание требует маленьких хитростей. Одна из них: положите на готовую работу любой материал, который трудно приклеивается (например, фольгу), сверху распределите по всему рисунку пакет с каким-либо сыпучим наполнением (крупой) и оставьте все это под прессом до полного высыхания клея. Готовую работу следует внимательно осмотреть и, если на поверхности материала где-либо остались неровности, осторожно снять их с помощью стамески.

Д алее будем описывать особенности приемов аппликации из бересты по мере возрастания степени использования ручного труда в процессе изготовления картин. Это могут быть пейзажи, натюрморты, жанровые сценки, комбинированные работы с применением растительного материала.

В самом общем виде аппликация из бересты предполагает накладку тонких пластин друг на друга, их пересечение. Естественно, что при такой технике мастер получает сложный цвет - результат смешения нескольких различных цветов бересты или их оттенков. Чтобы подчеркнуть эту особенность техники аппликации из бересты, далее вместо термина цвет мы будем применять термин тон.

Навыки смещения различных оттенков материала для получения нужного тона приходят с практикой, здесь невозможно дать общие рецепты.

Тон и его интенсивность органично связаны с особенностями построения цветовой перспективы картин. Известно, что тон изменяется в зависимости от расстояния и от влияния окружающей среды: освещения, погоды, сходных тонов и т.д.

Получение определенного тона, учет его интенсивности в цветовой перспективе при работе с берестой сочетается с учетом интенсивности и величины штрихов коры березы. Эта особенность легко прослеживается, например, в. работе Истоки. Вытянутые вертикально штрихи придают картине стройность, в горизонтальном направлении - распахнутость; горизонтальные или вертикальные направления определяют устойчивость, диагональные - движение. Отрезки, размещенные в верхней части картины, кажутся летящими; в нижней -л ежащими на опоре; ближе к краю ближе к зрителю; в средней части картины любой штрих кажется более удаленным (этот эффект можно усилить, подобрав для средней части картины бересту с мелкими, мало заметными штрихами).

загрузка...

Несколько замечаний можно сделать о положении линии горизонта. При низком горизонте возникает торжественность и монументальность, при слишком низком - театральность. Высокий горизонт создает приземленность, камерность, замкнутость. Наиболее устойчивая линия горизонта делит вертикаль картины в соотношении 1:3.

Распределение сюжета на плоскости картины, организация ее поля являются первыми шагами к отражению темы. В первую очередь уделяется внимание композиционному центру - главной части картины, объединяющему и зрительно, и по смыслу все остальные части. Это должно быть центральное пятно пейзажа. В работе Истоки композиционный центр выделяется и подчиняет себе, как бы втягивает в себя все остальные, далее малейшие детали картины.

Композиционный центр выделяется и по расположению, и с помощью всех других элементов построения так, чтобы привлечь внимание зрителя и обусловить постоянное возвращение к нему в процессе обозрения картины.

Далее важно проследить, как обеспечивается связь частей картины с ее центром. Ограничимся в этом плане самым общим замечанием: здесь используются приемы группировки элементов картины в виде треугольника, круга или овала.

  • Реклама