загрузка...
Композиции с берестой  | Аппликация из бересты
Композиции с берестой

Сбор, обработка и хранение материала

Сбор, обработка и хранение материала Начало сбора бересты в некотором смысле сложно. Эта сложность в противоречии: с одной стороны, материал удобно брать, если знаешь, что тебе нужно, если выбираешь. С другой стороны, выбрать нужный материал - значит иметь достаточные навыки работы в стиле аппликации из бересты.

Наверное, эту проблему можно разрешить, если не спешить самостоятельно собирать бересту. Предварительно нужно проконсультироваться с опытным мастером, попробовать изготовить 2-3 небольшие работы под руководством учителя. Если после этого вы решили работать самостоятельно - идите в лес и... внимательно смотрите. Обратите внимание на валежники березы в сырых, почти заболоченных местах; здесь кора березы богато окрашена, имеет интересный серовато-зеленый оттенок. Однако береста интересна не только своим верхним слоем. Снимите кору с лежалого дерева и изучите внутренний слой, прилегающий к стволу. Вам понравится своеобразный окрас этого слоя (чистый или оттянутый оттенок коричневого, оранжевого, желтого, пастельно-бежевого). Далее для себя постарайтесь ответить на вопрос: какой фрагмент (пейзажа, например), вы могли бы сделать из этой бересты? Если вы (хотя бы приблизительно) знаете ответ на этот вопрос, сбор можно продолжать. И необходимо оговорить непременное условие: следует проверить, отслаивается ли внутренний слой коры березы от внешнего. Для выполнения аппликации из бересты необходимо, чтобы такое расслаивание шло легко, и при этом пластины получались гибкими, эластичными. Если этого не происходит, продолжайте поиск. Отдельно надо сказать о текстуре и степени ветхости коры березы: рыхлая, хрупкая кора для работ непригодна, она быстро высохнет, будет крошиться в процессе обработки и приклеивания на жесткую основу. Согните срезанный слой коры березы в дугу: если на изгибе он треснул - это значит, что данный материал не годится для аппликации.

Во время сбора бересты обратите внимание на засохшие деревья: кора березы окрашена в разнообразные цвета и оттенки. Этот окрас бывает очень интересным, необычным.

В наших лесах, к сожалению, нередко бывают пожары. Обожженная кора березы - тоже нужный материал для аппликации. Прежде всего, это верхний слой коры, слегка обуглившийся, почерневший. Интересен и внутренний слой: соки дерева, тронутые огнем, усиливают интенсивность, цвета становятся ярче; на коре проступают четко выраженные рисунки.

При изготовлении картин в стиле аппликации из бересты вы не сможете обойтись без очень тонких полупрозрачных пластин. Удобнее всего их брать ранней весной, во время движения березового сока. Кора березы в этот период разрывает свой верхний слой, как бы сбрасывая его. Верхний слой бересты отделяется от дерева, повисает в воздухе - его можно взять без особых усилий.

Совершенно не имеет смысла резать кору березы, снимать ее с живого дерева: она сворачивается в тугое, жесткое кольцо, не расслаивается. Как правило, добытый таким образом материал в аппликации не пригодится, а живое дерево будет повреждено.

Инструмент для сбора материала очень прост: в засохшем березняке, валежнике или обгоревшем лесу пригодится хорошо наточенный нож любой формы.

Первоначальную обработку собранной коры березы удобнее всего сделать в лесу: очистить пластины от мха, некоторых наплывов, чаги, веток и листьев. С помощью стамески в домашних условиях можно снять утолщения, складки в коре. После этого бересту надо рассортировать по толщине и цвету. Плотные пластины необходимо прижать каким-либо грузом: в выпрямленном состоянии они удобны для работы. Если вы решили полностью подготовить материал для работы, вам придется расслаивать каждую пластину до возможных пределов. Как это не покажется странным, но для расслаивания бересты не годится никакой инструмент - только пальцы могут почувствовать, какой слой можно отделить, а какой не будет отделяться... Расслоенную бересту тоже целесообразно запрессовать. Если вы получили очень тонкие пластины, имеет смысл поместить их в распрямленном виде между листами газеты, книги, журнала и т.п. и положить на них хотя бы небольшой груз.

Некоторые пластины можно прогладить через чистый лист бумаги; эта обработка может усилить некоторые оттенки природного материала. Иногда имеет смысл обжечь края пластин над огнем (свечи, например); обожженые края тонких пластин помогут получить рельефный рисунок при изготовлении пейзажа.

Обрабатывать бересту какими-либо красителями не имеет смысла. Во-первых, подкрашивание (по верхнему слою) уничтожает свечение, излучение природного материала; во-вторых, попытки осуществлять как бы внутреннюю покраску (например, кипячением в любого рода красителях) ничего не дают: береста не меняет свой естественный цвет.

Заготовленный материал лучше всего хранить запрессованным, при этом важно следить, чтобы он не пересох. Иногда допускается, чтобы какая-то часть ваших заготовок хранилась в полиэтиленовых пакетах. Время от времени целесообразно бересту увлажнять или вообще хранить в относительно влажном месте: при таком способе хранения материал будет эластичным и удобным в работе.

загрузка...
  • Реклама