загрузка...
Композиции с берестой  |  Кошачья масть
Композиции с берестой

Аппликация из бересты

Аппликация из бересты ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ АППЛИКАЦИИ ИЗ БЕРЕСТЫ

Давайте проследим некоторые особенности работы с берестой, обращаясь к фотографиям.

Аппликация из бересты создается с учетом направления ее штрихов, цвета, толщины ее пластин.

Цвет бересты может играть в зависимости от вашего художественного вкуса, замысла работы, даже настроения автора. Однако есть неизменное: для дальнего плана работы (чаще всего пейзажа) применяются мягкие, приглушенные тона. Ближний план предполагает использование насыщенных, интенсивных красок. Конечный переход от первых ко вторым должен быть плавным, постепенным.

В непосредственной зависимости находятся, естественно, цвет и толщина пластин бересты. Приглушенный, мягкий окрас чаще всего бывает у тонких полупрозрачных пластин. Именно их удобнее всего применять в тех фрагментах картины, которые изображают глубину, перспективу пейзажа. Например, в работе Прощальная краса осени очень тонкие пластинки бересты используются для изображения самого дальнего плана пейзажа, неба, воздуха. По мере приближения фрагментов работы к переднему плану толщина пластин увеличивается. Безусловно, как и любое другое творчество, аппликация из бересты не может быть охарактеризована только набором правил - есть исключения. В работе Прощальная краса осени на переднем плане использованы толстые пластины, однако, в осеннем покрове земли есть вода, и ее, конечно, удобнее всего изобразить тонкими пластинками бересты со сложным интересным окрасом.

Теперь обратим внимание на роль штрихов бересты в этих картинах.

Ранняя весна небо и дальний план снежной площади набраны пластинками с горизонтальными штрихами. Между собой эти два фрагмента работы разделены тонкой коричневой полосой, береста в этой полосе расположена вертикально. Полосы при этом могут быть невидимыми, но принцип остается. Далее направление штрихов органично включено в создание этого пейзажа. Каждый фрагмент требует абсолютно определенного направления штрихов: крутой обрыв - береста расположена под углом более 90° к горизонту; почти строго горизонтальна левая сторона пейзажа — и направление штрихов почти горизонтально; зато абсолютно горизонтально лежат коричневые пластины бересты, изображающие прогалины, размытые весенними водами. Каким образом можно достичь эффекта различного уровня левой и правой сторон весенних вод? Различными углами расположения штрихов по отношению к горизонту, учетом направления штрихов при изображении ствола дерева. Передний план работы требует, чтобы ствол был с вертикальным расположением штрихов, и только дальний план допускает применение других подходов.

Нам представляется необходимым в этой части раздела (главы) дать важный, по нашему мнению, совет: чтобы угадать расположение ткани бересты, можно попробовать представить, что вы не просто изображаете пейзаж, но находитесь там, среди этих склонов, потоков, деревьев. Еще лучше, при изображении дерева, например, постарайтесь представить себя деревом: как вам удобно будет стоять, как выдержать напор ветра, как устоять в бурю Попробуем обобщить советы по учету особенностей цвета, толщины и направления штрихов бересты.

И так, насыщенность цвета (тон), толщина пластины и интенсивность цвета штрихов бересты изменяются. Эти изменения при избирательном применении материала могут обусловить глубину, перспективу работы.

При этом отметим важную особенность: чем ближе к стволу дерева находится пластина бересты, тем меньше интенсивность ее указанных характеристик. Однако расстояние пластины от ствола дерева связано с параметром времени. Назовем характеристику, заложенную в различных пластинах коры березы, ретроспективной. В итоге получается, что существует зависимость особенностей построения перспективы картины (пейзажа) и ретроспективных характеристик пластин бересты.

Что же касается колорита (совокупности всех ее цветов, цветового строя), то в этой части главы мы ограничимся только одним из основных замечаний: цвета картины должны быть объединены, связаны. Упрощая идею связи цветов, импрессионист Ренуар заметил: Если у вас на кисти краска, то ею надо пройтись по всей картине, включая и небо, если это даже черная краска...

Мы советуем принять, естественно, лишь идею цветового единства (в том числе в аппликации из бересты). Что же касается приемов реализации этой идеи, то можно полагаться исключительно на уровень художественного вкуса автора работы.

Работы в стиле аппликации из бересты выиграют, если вы будете избегать применения толстых пластин (за исключением переднего плана пейзажа) и подкрашивания материала. Дело в том, что аппликация из бересты предполагает накладывание (или пересечение) пластин друг на друга, в итоге мастер обыгрывает не только природный цвет материала, но и получает новый. В случае применения толстых пластин такой эффект невозможен. Что же касается возможного подкрашивания материала, то здесь интересно заметить: береста для картины прекрасна не только своей структурой и мягкими пастельными красками, но и удивительным свойством излучать свечение. Оно оказывает благотворное влияние на человека, удивляет и радует его. Если на пластину бересты нанести краску, свечение пропадает. Работы становятся яркими, выразительными, но, как нам кажется, в них пропадает главное - их теплота, мягкость, дыхание.

загрузка...
  • Реклама